N°143 10 октября 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Юлия Тимошенко: Украина не должна идти на поводу
Вице-премьер Украины по ТЭК Юлия Тимошенко -- ключевая фигура нынешнего кабинета министров, с которым связывают надежды на реформирование экономики страны. В конце прошлой недели президент Украины Леонид Кучма подписал в Ашхабаде крупный договор о поставках туркменского газа, который готовила г-жа Тимошенко, чтобы уменьшить нынешнюю практически полную зависимость Киева от энергоносителей из России. С Юлией ТИМОШЕНКО беседует киевский корреспондент газеты «Время новостей» Светлана СТЕПАНЕНКО.
-- За свою «туркменскую» инициативу вы чуть было не поплатились вице-премьерским креслом. Леонид Кучма назвал ваши газовые договоренности «натуральным обманом» и заявил, что Восток -- дело тонкое и не женское. Стало ли для вас неожиданностью подписание договора о поставках туркменского газа на Украину? -- Скорее это было для меня большой «ожиданностью». Ашхабадская инициатива Леонида Кучмы -- одна из безусловных украинских побед. Президенту удалось добиться закрепления в договоре цены 40 долларов за тысячу кубов на два года. Благодаря этому на рынке появится вполне конкурентоспособная альтернатива российским поставкам. И в этом смысле сегодня важен даже не объем закупок, а сам факт подписания договора. За первым шагом последует второй, не менее эффективный. Для полного насыщения украинских потребностей необходимо 50--55 млрд кубометров импортного газа в год. Туркменистан, как известно, выразил принципиальное согласие отдавать столько газа, сколько нам будет необходимо. Дальнейшее движение вперед может развиваться по двум направлением: увеличение объемов ежегодных закупок и пролонгация туркменского договора на 10 и более лет. Но это лишь часть замысла, наше сотрудничество не должно ограничиваться сырьевыми поставками. Мощный импульс развитию экономик двух стран могло бы дать совместное строительство газовой магистрали через Черное море -- аналог российского «Голубого потока». Это позволит Туркменистану продавать свое топливо на мировых рынках. Украина же получила бы возможность загрузить мощную промышленную инфраструктуру, рассчитанную на строительство и обслуживание нефтегазового комплекса. Именно из этих соображений Киев должен создать в Ашхабаде представительство, которое будет заниматься вопросами совместного капитального строительства. -- Ваш трубопроводный проект россияне считают нереальным -- слишком больших капиталовложений он требует. Выразила ли хоть одна из западных компаний заинтересованность в нем? -- Заняться им вплотную мы сможем лишь в том случае, если проявит добрую волю Туркменистан. Во время моего последнего визита в Ашхабад г-н Ниязов дал понять, что поддерживает эту идею. Я говорила на данную тему и с президентом, и с премьером. Проект не вызывает отторжения. Значит, концепция строительства газопровода может быть утверждена на национальном уровне. Затем, после всех необходимых проработок, Украина будет выходить с данной идеей к международному сообществу. Строительство туркменской магистрали имеет для нас громадное значение. Ведь украинская труба с российским газом все время под угрозой разгрузки. Когда у нас появится потенциальная альтернатива наполнения наших газопроводов -- проект Туркменистан--Украина, -- разговоры о перенаправлении потока российского газа стихнут или смолкнут совсем. -- Идея туркменских проектов принадлежит вам или в их разработке принимали участие иностранные эксперты? -- Иностранные советники не имеют к этому никакого отношения. Несколько лет назад над данными идеями работала группа специалистов, к которым я обратилась за помощью. Еще тогда мне казалось, что будущее Украины -- в альтернативном энергопотреблении. Если мы не убедим мир, что такой шаг необходим, то будем немного стоить в большой геополитической игре. -- Идея туркменских проектов принадлежит вам или в их разработке принимали участие иностранные эксперты? -- Иностранные советники не имеют к этому никакого отношения. Несколько лет назад над данными идеями работала группа специалистов, к которым я обратилась за помощью. Еще тогда мне казалось, что будущее Украины -- в альтернативном энергопотреблении. Если мы не убедим мир, что такой шаг необходим, то будем немного стоить в большой геополитической игре. -- Не кажется ли вам, что судьба туркменского договора может оказаться плачевной? Г-н Ниязов потребовал еженедельного мониторинга оплат туркменских поставок. В то же время Украина славится своей необязательностью по части погашения долгов. -- Сегодня настолько четко поставлена инкассация денег с потребителей газа, что никаких срывов быть не должно. Только в прошлом месяце собрано 170% от положенного -- погашение долгов идет. Украина сегодня платежеспособна и может состоять в цивилизованных торговых отношениях со странами-импортерами. К примеру, мы четко выполняем график расчетов по долгам с Туркменией (старые «грехи» «Нефтегаза Украины». -- Ред.). Это позволило Ашхабаду посмотреть на Украину другими глазами. Исполнение туркменского договора реально еще и потому, что 50% стоимости топлива мы с лихвой можем покрыть за счет инвестиционных проектов. -- Насколько конкурентной будет цена на туркменский газ, ведь его нужно транспортировать по российской территории? -- Та же «Итера» (мы не намерены ломать с ней торговые отношения) имеет четко обозначенные цены на услуги по транзиту. В худшем случае его стоимость составит 20 долл. за тысячу кубов, а это абсолютно конкурентная цена на украинском рынке. -- Будет ли Украина добиваться снижения цены на российский газ? Готовы ли вы назвать цифру, на которой будете настаивать? -- После подписания туркменского договора можно с уверенностью сказать, что цена на газ будет рыночной. Ведь мы имеем топливо, цена которого на границе составит не больше 50--60 долларов. Если нам предложат ту же цену или более низкую, мы готовы балансировать объемы закупок газа между Россией и Туркменией. Что касается погашения прежних украинских долгов за газ перед Россией, мы можем на одном эксперименте отработать специальную программу. Для Украины это вполне посильные деньги. -- Будет ли Украина после заключения договоренностей с Туркменией настаивать на плате за транзит российского газа в денежной форме? -- Думаю, да. Россия рано или поздно на это согласится. В зависимости от того, сколько Украина получит топлива из Туркмении, расчеты с Москвой будут проводиться либо только валютой, либо частично и газом. Договор на следующий год, предусматривающий поставку 30 млрд кубов туркменского топлива, уже дает для этого основания. -- Изменится ли позиция Киева по поводу приватизации магистрального газопровода? -- Прежде чем Украина сделает шаг в отношении этого объекта, благодаря которому формируется десятая часть бюджета, следует взвесить, что государство от этого получит. (Вчера в Вене на конференции, посвященной развитию нефтегазовой отрасли, украинская делегация официально предложила иностранным инвесторам 49% магистрального трубопровода. -- Ред.) -- Против вас ополчились практически все группы влияния. Как вам удается удержаться в кресле? -- Наверное, благодаря конкретным результатам снижается задолженность за газ и электроэнергию. Причем на рынок идут «живые» деньги, генерирующие станции получили в десять раз больше средств, чем обычно. Приватизированные «Полтава-облэнерго» и «Сумы-облэнерго» заплатили соответственно 138% и 90% денег за отпущенную электроэнергию. А таким любителям дармовщины, как «Прикарпат-облэнерго» (уплачено 35,7% от положенного), мы еще расскажем, что такое правила игры на рынке (объект связывают с именем «заклятого» друга Тимошенко -- Григория Суркиса. -- Ред.). Общая ситуация в ТЭК обнадеживает. Сегодня работают 12 блоков АЭС из 14 -- это настолько необычно, что энергетики сравнивают это явление с парадом планет. Что касается достройки блоков на Хмельницкой и Ровненской АЭС, это те объекты, которые стыдно не завершить. Если в прошлом году на эти цели затрачено 18 млн гривен, то за девять месяцев этого вложено 100 млн. -- Уверены ли вы, что вам удастся продержаться на вашей должности значительное время? -- Я в этом даже не сомневаюсь, потому что не могу представить, чтобы руководителя, с помощью которого коллектив достиг таких результатов, вдруг сняли с должности. Это нелогично. -- Какой вы видите стратегию развития украинского ТЭКа? -- Если мне дадут право делать то, что я считаю нужным, а я это право заслужила, первым шагом будет улучшение инкассации денежных средств за энергоносители (оплата будет составлять 100% за товар, полученный потребителем). Это даст возможность финансировать программы по диверсификации поставок энергоносителей. Что бы ни писали в газетах, магистраль Одесса--Броды должна быть достроена. Безусловно, газотранспортные магистрали мы будем развивать. Средств на это хватит, если мы подойдем к решению этой проблемы с умом, не отказываясь от политических и экономических амбиций. Украина должна проводить свою политику, а не идти на поводу государств, которые лоббируют здесь свои интересы. Далее я буду настаивать на модернизации уже существующих объектов ТЭКа. Безусловно, правительство разработает программу, касающуюся энергосбережений. Низкий коэффициент использования мощностей АЭС других генерирующих компаний (у нас огромные потери в сетях) объясняется равнодушием прошлых правительств к этой проблеме. -- Сможете ли вы выдержать тот прессинг, которому подвергаетесь? Какова ныне ситуация с вашим мужем Александром Тимошенко и г-ном Фальковичем, которые пребывают под арестом? -- Определенным кругам по-прежнему не нравится все, что я предпринимаю в области ТЭК. С каждым днем давление усиливается. Сегодня разгромлено все, что хоть отдаленно было связано с моим именем в бизнесе. Тех людей, которые когда-то работали со мной, просто затаскали по прокуратурам. Не хочу комментировать качество украинского правосудия, но я даже лишена права своевременно получить необходимые мне документы в судах. Знаете, что страшно при нынешней системе власти, -- человек ничего не значит. Независимо от того, на какой ступени он стоит. Пока мы не изменим правила игры для самой власти, реформы будут продвигаться с большим трудом.
Вице-премьер Украины по ТЭК Юлия Тимошенко - ключевая фигура нынешнего кабинета министров, с которым связывают надежды на реформирование экономики страны. В конце прошлой недели президент Украины Леонид Кучма подписал в Ашхабаде договор о поставках туркменского газа, который готовила г-жа Тимошенко, чтобы уменьшить нынешнюю практически полную зависимость Киева от энергоносителей из России. С Юлией ТИМОШЕНКО беседует наш корреспондент Светлана СТЕПАНЕНКО. >>
Депутаты предлагают увеличить срок полномочий главы ЦБ до шести Сегодня истекает срок внесения поправок в закон о Центральном банке. Между тем депутаты проявляют бурную активность. Как сообщил вчера заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Думы Владимир Тарачев, поступило уже свыше 400 поправок. >>
Подведены итоги заочного голосования cовета директоров НАУФОР по вопросу о включении депозитарной деятельности в сферу компетенции ассоциации. >>
Вчера в Японии было объявлено о разорении компании Chiyoda Mutual Life Insurance Co, специализирующейся на операциях по страхованию жизни. Занимавшая до сих пор 12-ю строчку рейтинга среди компаний своего профиля, она стала самым крупным со времен второй мировой войны страховщиком, прекратившим финансовые операции. >>
Железногорское научно-производственное объединение прикладной механики имени академика Решетнева (Красноярский край) подписало на днях два крупных международных контракта о сотрудничестве в области спутниковой навигации. >>
Совет директоров НГК "Славнефть" принял решение снять с рассмотрения вопрос о созыве внеочередного собрания акционеров. >>
Рабочие АвтоВАЗа начинают бастовать Сегодня во второй половине дня на час может остановиться главный конвейер АО «АвтоВАЗ», сообщили руководители профсоюза вазовских рабочих «Единство». Если же руководство предприятия не согласится с требованиями бастующих, в забастовке примут участие рабочие других цехов. >>
Группа «Русский алюминий», вопреки прогнозам, не будет участвовать в тендере по продаже 68% акций госпакета Запорожского алюминиевого комбината. Об этом корреспонденту газеты «Время новостей» заявили в пресс-службе алюминиевого холдинга. >>
Компания планирует построить на одном из самых емких рынков 164 автозаправки Нефтяная компания ЛУКОЙЛ планирует построить в Подмосковье 164 новые автозаправочные станции. Всего же в реализацию своих проектов в Подмосковье она намерена инвестировать в течение ближайших четырех лет около 50 млн долларов. Это предусматривает генеральное соглашение о сотрудничестве, подписанное вчера президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым и губернатором Московской области Борисом Громовым. >>
За Archangel Diamond Corporation заступились власти Канады Утром 5 октября в архангельский офис канадской компании Archangel Diamond Corporation ворвались пятеро вооруженных людей в масках. Сотрудницам офиса велели лечь на пол, сковали их наручниками, опустошили сейф - и были таковы. Надо ж так случиться, что как раз с 4 по 7 октября в Архангельске с визитом находилась Линда Макдональд, генеральный консул Канады в Санкт-Петербурге. >>
Второй аукцион по продаже земельных участков в Зеленограде (округ Москвы), намеченный на 9 октября, перенесен на более поздний срок. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|