N°142
09 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  09.10.2000
Что стоит за переменами в Большом?
Вадим Гаевский - о своей концепции реформ балетной труппы

версия для печати
-- Вадим Моисеевич, о вас в последнее время говорят, как о балетном консультанте Швыдкого, эдаком «сером кардинале».

-- Официально я никем не являюсь. За три последних месяца всего два раза был в министерстве и два -- в Большом. С Рождественским как не был знаком, так и теперь не познакомился. Для личной встречи приберегаю несколько предложений по репертуару. Хотя уже два сенсационных предложения сделал. И привел в Большой театр Алексея Парина (оперный критик, режиссер, продюсер. -- Ред.), в дуэте с которым хотел бы поработать. Консультирую директора Анатолия Иксанова -- он мне очень понравился при первом знакомстве, но он не слишком разбирается как в балете вообще, так и в балете Большого театра в частности.

-- Видите ли вы уже результаты своих консультаций?

-- Ну, тут сложно говорить, это вещь немного интимная. Но пока я доволен. Я тоже считал, что Фадеечеву не место в должности худрука балета, я это еще пять лет назад говорил Васильеву.

-- Чем Акимов лучше Фадеечеева?

-- Директором балета должна быть яркая личность. А Алексей Фадеечев (теперь у меня руки развязаны, после его обвинений в подрывной работе, которые он недавно против меня выдвинул, я могу сказать все, что думаю) -- это воплощенная посредственность. Он был очень средним танцовщиком, но Нина Ананиашвили, с которой он долгие годы танцевал, своим обаянием его прикрывала. Это холодный, злой, мстительный человек с ограниченным кругозором.

А про Борю Акимова даже в таком злобном месте, как Большой театр, никто дурного слова не скажет. В свое время он был одновременно и танцовщик-виртуоз, и артист замечательный. Сейчас так ролей никто делать не умеет. Из-за травмы он не сделал настоящей карьеры. К тому же это уникальный репетитор с международной репутацией. Она была подтверждена даже в конкурирующей организации -- Мариинке, куда он на день приехал, и все в него вцепились. Я с ним мало знаком, но мне очень импонирует, что это скромный человек, не занимающийся саморекламой. Знаю, что он хороший музыкант, сочиняет музыку.

-- Что еще вас не устраивает в Большом?

-- Не устраивает литчасть -- газету делают чудовищную, журнал никуда не годный, пресс-служба скандальная. Эти службы надо обновлять, если мы хотим изменить нынешний образ этого театра -- как театра невежественного, скандального и допотопного.

-- Гаевский и Григорович -- эти два имени раньше были несовместимы. Во времена Григоровича вы были занесены в черный список, а сейчас ратуете за его возвращение?

-- Стоп, стоп, стоп. О возвращении никто не говорит. Пока речь идет о возвращении его «Лебединого озера». Во-первых, надо немедленно заменять ужасный васильевский спектакль. Во-вторых, «Лебединое» Григоровича -- замечательный спектакль. Его загубила Фурцева, которой не понравился трагический финал. На возражение, что так задумал сам Чайковский, она ответила: «Петр Ильич тоже мог ошибаться». Спектакль заставили переделать, это был первый случай цензуры в хореографии. Григорович подчинился и, как часто бывает, сломался. Начал после этого ставить то, что не украшало ни репертуар, ни его собственную биографию.

Но пока он жив -- он Григорович. Пусть он восстановит спектакль, причем именно сам. Он умел вносить нечто неопределимое в работу актеров. И если это умение еще в нем осталось, может, и еще что-нибудь поставит. Например, давняя мечта Григоровича -- «Мастер и Маргарита». Много лет назад он ее не поставил по вине, как он говорил, враждебной прессы. Враждебной Григоровичу прессой тогда был только я -- ну что ж, может, теперь я смогу искупить свою вину перед ним.

А что касается черного списка, так я всегда в нем был. Мне билетов не давали ни при Григоровиче, ни при Васильеве, я проходил в театр за взятки и спектакли смотрел стоя.

Что касается Григоровича -- нельзя, чтобы он был главным балетмейстером, он опять закроет театр для других. Сейчас вообще нет крупного балетмейстера с русской фамилией, которому можно доверить балет Большого. А не с русской пригласить -- почему-то нам не позволяет пригласить наше национальное самолюбие. Поэтому я предложил модель Мариинки -- худрук занимается с артистами и приглашает балетмейстеров. Это же международная схема.

-- А что с репертуарной политикой? Почему не подходит та, что была при Фадеечеве, -- восстановление классики, Баланчин?

-- Почему не подходит? Кто же против классики? Не подходит мошенничество. Фадеечев выдает старый балет«Дон Кихот» за свой. А Лакотт, сочинивший «Дочь фараона», свой балет выдает за реставрацию старого. Получается симметричная игра двух не очень добросовестных балетмейстеров. За это надо гнать. Без всякого крика, что срываются гастроли.

-- Срываются не только гастроли, но и премьеры...

-- Я знаю, почему Рождественский рубанул японский балет Баланчина -- ему не понравился очевидный коммерческий смысл этого предприятия. Балет делали явно на продажу в Японию. Я считаю, что надо сразу определить приоритеты. В первую очередь должны ставиться художественные, а не коммерческие задачи -- и именно тогда, поверьте, можно будет заработать больше денег.

-- Рождественский считает, что хороший балет может быть только на хорошую музыку...

-- Конечно, в некоторых случаях возникает конфликт между великой музыкой и великой хореографией. В отличие от оперы в балете два текста -- музыкальный и хореографический. И композитор вовсе не всегда является первым автором. Я надеюсь, это Рождественскому объяснят. К тому же великих балетов на плохую музыку очень мало. И «Дочь фараона» к ним никак не относится.
Беседовала Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  09.10.2000
Образцовый театр страны открыл новый сезон
Такого открытия, как в Мариинском, можно пожелать любому театру. Поразительным образом оно совпало с днем рождения российского президента, не отказавшегося провести праздничный вечер в опере. Давали «Мазепу». Владимир Путин, приехавший вместе со своим высоким гостем Джеймсом Вулфенсоном с праздничного обеда в Павловске, пожелал сидеть не в царской ложе, а непосредственно за затылком прославленного дирижера, в первом ряду партера. Из-за чего весь второй ряд заняла охрана. >>
  • //  09.10.2000
Академики не понимают, кто такой Дмитрий Пригов
"Поэзия в конце века. Неоархаисты и неоноваторы" - перефразированное название знаменитой книги Юрия Тынянова стало темой Вторых чтений имени Аполлона Григорьева, что проводит Академия русской современной словесности. Наиболее горячие споры были спровоцированы упоминаниями Виктора Сосноры и Д.А.Пригова, чье имя, по всей видимости, стало уж совсем нарицательным. >>
  • //  09.10.2000
Смена власти в Большом - уже второй административный скандал, вызванный новой политикой ведомства Михаила Швыдкого. Сомнений в необходимости кардинальных административных перемен ни у кого нет. Однако наученная горьким опытом общественность сомневается не только в результативности предпринятых шагов, но и в доброй воле предпринимающих их чиновников. Возможно потому, что никто из действующих лиц не в состоянии ясно объяснить не только цели, но и мотивы своей деятельности. >>
  • //  09.10.2000
Вадим Гаевский - о своей концепции реформ балетной труппы
О Вадиме Гаевском в последнее время говорят как о балетном консультанте министра культуры Михаила Швыдкого, эдаком "сером кардинале". Корреспонденту газеты "Время новостей" г-н ГАЕВСКИЙ признался, что "за три последних месяца два раза был в министерстве и два - в Большом", с Геннадием Рождественским до сих пор не познакомился, однако "два сенсационных предложения" уже сделал. >>
  • //  09.10.2000
Прошла презентация сингла «Вечно молодой» группы «Смысловые галлюцинации»
Вошедшая в саундтрек фильма «Брат-2» песня «Вечно молодой» по выходу фильма получила всероссийскую популярность, став таким образом одним из самых успешных хитов нынешнего лета. Еще две композиции «Смысловых галлюцинаций» попали на сборники «Нашествие». Группа же, вместо того, чтобы состряпать по горячим следам альбом, предпочла выдержать паузу, выпустив, причем без особой помпы, только сингл. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика