|
|
N°32, 26 февраля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гроссмейстерское равновесие
В турнирной таблице «Линареса» сплошные ничьи
В истории супертурниров в испанском Линаресе такой сюжет встречается впервые. Турнирная ситуация, сложившаяся после первого тура, сохранилась и после пятого. Партия стартового дня Раджабов--Леко, которую выиграл венгерский гроссмейстер, так и остается единственной результативной. Несмотря на боевой настрой большинства игроков, все остальные поединки закончились вничью, и, стало быть, остались тот же лидер -- Петер Леко и тот же аутсайдер -- Теймур Раджабов. Пока законный претендент на шахматную корону, что называется, «на коне». Что касается других главных лиц объединительного цикла чемпионата мира Гарри Каспарова и Владимира Крамника (четвертый соискатель короны будет определен на чемпионате мира ФИДЕ по нокаут-системе в мае), то интрига их противоборства пока в тени ничейного штиля.
О мотивации Каспарова говорить излишне. После утраты в 2000 году чемпионского титула в матче с Крамником Гарри считает себя обязанным выигрывать все крупные турниры. Правда, в прошлогоднем «Линаресе» ему это не удалось (тогда победили Леко и Крамник), но сильнейший шахматист мира решительно настроен на борьбу, которую ведет до полного исчерпания ресурсов, невзирая на цвет фигур. Об этом свидетельствуют его сицилианские партии черными с Алексеем Шировым и Петером Леко. В первой из них противники продолжили отложенный спор из поединка 2000 года. На сей раз Широв отказался форсировать ничью и забрал «отравленную» пешку, после чего Каспаров продемонстрировал готовность к такому развитию событий. Решительным броском пешки h Гарри начал атаку на короля, которую вел со свойственной ему энергией: дважды жертвовал пешку, а затем и ладью. Бдительный Широв ограничился выигрышем слона, чем исчерпал атакующий потенциал фаворита и вынудил его форсировать ничью.
В партии с Леко Каспаров, жертвуя качеством, пошел на острейшую борьбу с непредсказуемыми последствиями, но где-то сбился с лучшего пути и даже прошел через проигрыш. Петер качество вернул и получил реальные шансы на победу, но в решающий момент атаковал не той пешкой. Боевая ничья! Не столь зрелищно проходили «белые» партии экс-чемпиона мира. С Теймуром Раджабовым он избрал «сухую» схему против сицилианской защиты, согласился на упрощения, рассчитывая переиграть юного бакинца в эндшпиле, и промучив его до 42-го хода, все же был вынужден смириться с ничьей. В пятом туре Каспаров последовательно нажимал в новоиндийской защите на Крамника, но максимум, чего ему удалось добиться, это вынудить противника отдать коня. Это, впрочем, оказалось достаточным лишь для ничьей.
Полную противоположность тринадцатому чемпиону мира демонстрирует четырнадцатый. В этом турнире мы были вправе ожидать от Крамника более раскрепощенной игры. Ведь он наконец-то договорился о первом за время своего чемпионства поединке в рамках защиты титула (матч с Леко состоится нынешней осенью). Если оставить за скобками деликатную тему несостоявшегося матча-реванша с Каспаровым, то первые два года, даже получив в претенденты Леко, он был связан обязательствами с лондонской компанией Einstein, имевшей права на чемпионат мира. После отказа последней он был вынужден сам заниматься поисками достойного партнера, в итоге им стала солидная швейцарская табачная компания «Даннеман». Именно в связи с вышеизложенным удивляет практический отказ от борьбы 28-летнего чемпиона. Его первые четыре партии -- с Вальехо, Шировым, Раджабовым и Леко -- заканчивались вничью в диапазоне 18--23 ходов, и лишь Каспаров вынудил Крамника отыграть полную партию. Как тут не вспомнить «отца» шахматного «Линареса» сеньора Луиса Рентеро, который в контрактах, под угрозой штрафа, оговаривал запрет ничейных соглашений до 40-го хода.
В противоположность своему противнику по предстоящему матчу Петер Леко ведет борьбу с полной выкладкой. В первом туре он, играя черными, без труда уравнял игру в партии с Раджабовым, а затем продемонстрировал ему технику ведения эндшпиля (признак высшего мастерства) и предъявил свои претензии на лидерство в турнире. Не совсем закономерно закончились партии Петера белым цветом. С Каспаровым он упустил выигрыш, а в пятом туре был переигран Веселином Топаловым, который в свою очередь, имея в эндшпиле две лишние пешки, упустил победу ошибкой на контрольном 40-м ходу.
Надо отметить, что болгарский гроссмейстер, проживающий ныне в Испании, выступал в последних трех игровых днях настоящим возмутителем спокойствия. Его партии в третьем и четвертом турах были наиболее зрелищными. В первой из них Топалов сначала выдержал опаснейшую атаку против Широва и вынудил его искать спасение в эндшпиле, а во второй четко переиграл Раджабова в челябинском варианте сицилианской защиты, но затем ошибся и с трудом сделал ничью. Так что можно предположить, что Каспарову, который играет с Топаловым черными, в шестом туре придется нелегко.
Олег СТЕЦКО