|
|
N°243, 29 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Переживем и изобилие
Один из главных «хитмейкеров» уходящего года -- Басманный суд Москвы. Этому учреждению выпало разбирать дела и Михаила Ходорковского, и группы «Ленинград»! Впору констатировать: у нас шоу-бизнес вместо искусства, бизнес вместо шоу, шоу вместо политики и т.д.
Шутки шутками, но явно высветилось ожлобление телевидения и радио. Сейчас какая-то ярая антимузыкальность. Благодаря ряду слияний-поглощений все вокруг ориентируется на сплошной русский попс. В этих условиях функцию «меломанского рупора» обязана взять на себя ежедневная газета. Качественная пресса старается дать нормальному меломану содержательную информацию. На это не способен Интернет -- из-за установок на быструю доставку лапидарной информации и интерактивность (за гиперссылками не видно текста, который куда как важен). Еще более бесполезна желтая пресса, где никогда не пишут о музыке как о музыке, зато нагло врут нам о наших же вкусах, представляя в качестве «звезд» всяких чмошников, по родственно-гомосексуальным связям пролезших на телеэкран. Благо Интернет как поставщика бесплатного слушания никто не отрицает -- на иных сайтах, где лежат мп3-файлы или real audio, аудитория -- как у хорошей радиостанции. Впрочем, уверен, что формат-триумфатор мп3 никогда полностью не вытеснит ни CD, ни даже виниловые пластинки: найдется масса людей, которых либо качество звука мп3-файла не устраивает, либо лень рыскать в Сети и проще купить диск (кстати, услуги интернет-провайдера тоже чего-то стоят!), либо нужен диск как артефакт, а не «самопал».
Не стоит в очередной раз мусолить слова Френка Заппы о том, что «писать о музыке -- то же самое, что танцевать об архитектуре». Не знаю, насколько глубоко великий американский музыкант ориентировался в танцах и архитектуре, но, по-моему, нет ничего предосудительного в том, чтобы рассказать потенциально открытому искусству и свободно мыслящему человеку о том, где какая достойная музыка исполняется и продается. Тем более других источников нам с вами, увы, не дано. А от ошибок никто не застрахован.
Но это по большому счету технические моменты. Как бы то ни было, музыканты не перестанут играть, звукозаписывающие компании -- ее выпускать, а люди с тонкой душевной организацией (то есть нормальные) -- слушать. Это главное. А количество хорошей музыки зависит только от нас с вами, от нашего вкуса и желания такую музыку искать и находить. И не наполнится ухо слушанием. И всего будет до неба. Пережили голод -- переживем и изобилие.
Александр БЕЛЯЕВ