|
|
N°241, 25 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы с Путиным сможем принимать смелые решения»
Кандидат в президенты Грузии Михаил СААКАШВИЛИ в интервью собкору «ВН» в Тбилиси Михаилу ВИГНАНСКОМУ изложил свое видение перспектив взаимоотношений России и Грузии.
-- Сегодня в Москве встречаются Владимир Путин и Нино Бурджанадзе. Как вы думаете, что означают эти переговоры?
-- Начало потепления наших взаимоотношений. Сначала Москва довольно странно реагировала на смену власти в Грузии, можно сказать, недружелюбно. Думаю, это было вызвано стремлением успокоить других лидеров стран СНГ, президенты которых видели во мне Че Гевару и при этом, кстати, очень ошибались. Сейчас, а это связано и с тем, что Владимир Путин консолидирует власть, мы сможем настроиться на новые отношения. Мы с ним сможем принимать смелые и неординарные решения.
-- До президентских выборов осталось меньше двух недель. Если победите, нанесете ли вы свой первый зарубежный визит в Москву?
-- Думаю, что да, при этом должно быть и желание российских властей. Я уже планировал визит до выборов, но по протоколу встреча с Путиным не получалась. Другого смысла в поездке не было -- например, предлагали прочитать лекцию в МГИМО. Визит Бурджанадзе прояснит многое. Мы над этим визитом работали с ней вместе.
-- Собираетесь ли вы изгонять из Грузии РАО «ЕЭС России» и «Газпром»?
-- Не только не собираюсь, но и скажу, что нам нужно больше российских инвестиций. Мы будем создавать равные условия для всех инвесторов, но нам сейчас легче всего вести дело с российскими фирмами. Скажем, если РАО этой зимой даст свет тбилисцам, чего не смогли сделать американцы, владевшие до этого энергосетями, то это станет примером преимущества российского капитала. Тогда общественное мнение повернется в сторону потепления отношений с Россией.
-- Что будет с российскими базами?
-- Очевидно, что надо выполнять соглашения по их выводу, принятые четыре года назад на саммите ОБСЕ в Стамбуле. Но мы не должны выгонять отсюда людей. Есть цивилизованные формы. Вообще у России есть свои интересы в регионе в области безопасности. Давайте сядем и обсудим. Если эти интересы совпадают с нашими, мы можем их удовлетворить.
-- То есть бесить Москву заявлениями о том, что Руслан Гелаев -- «образованный человек», как это делал Эдуард Шеварднадзе, вы больше не собираетесь?
-- Шеварднадзе вел недальновидную политику и был недоговороспособным. Любой его партнер, США или особенно Россия, имел повод, чтобы сказать, что ему нельзя доверять. Шеварднадзе все время менял решения, не выполнял обязательства.
-- Сейчас здесь, в Крцанисской правительственной резиденции, вы с ним стали соседями.
-- Это очень условно, мы не встречаемся: его резиденция удалена.
-- Если вы выиграете выборы, то инаугурация пройдет 25 января, в день рождения Эдуарда Шеварднадзе. На церемонию вы его пригласите?
-- Нет. Это не тот президент, который ушел в результате выборов. Он не хотел уходить, это мы его ушли. Тогда нечего ему и почести оказывать.
-- Вам понравился его чай, который вы выпили, ворвавшись в парламент? Эти кадры обошли весь мир, как бы символизируя появление преемника.
-- Не понравился. Сейчас пью обычную воду.
-- Снимаясь в старших классах в любительских фильмах, вы, помнится, сражались с мафией...
-- Такое у нас сейчас каждый день. Вот сегодня арестовали бывшего министра энергетики. Серьезные аресты контрабандистов в разных регионах. Мы должны навести порядок жесткой рукой и в рамках закона. В Грузии мафия не так сильна, она на поверхности и дезорганизована. С такого вида коррупцией бороться легче. Другое дело -- менять менталитет. Люди привыкли нелегально зарабатывать деньги. Мы должны показать другой выход, и они смогут перестроиться.
-- Предложение взимать налог за богатство воспринимается как начало операции по раскулачиванию.
-- Если у тебя «Мерседес», то лучше дать деньги, чтобы на дорогах залатали ямы. Когда у твоего богатого дома стоят старики с голодными глазами, счастлив не будешь. Деприватизации у нас не будет. Будут примерно те же процессы, что Путин проводит по отношению к олигархам.
-- Кому из политиков вы подражаете?
-- Тем, кто начинал строить государство с нуля или реформировал его. Ататюрк в Турции, Бен-Гурион в Израиле. В России это Столыпин.
-- В Абхазию и Южную Осетию вы тоже пойдете с розами?
-- Мы будем вести с ними мирный диалог -- вместе с Россией. В Москве тоже есть ключи от решения этих проблем. Надо найти мирный путь к сердцам абхазов и осетин. Это практически безальтернативно, на другое нас могут только вынудить. Но Грузия обязательно станет единой.
-- А как быть с планами о вступлении Грузии в НАТО?
-- Сближение с НАТО для нас очень важно, но надо понять почему. Других гарантий безопасности не было, только угрозы со всех сторон. И только США и НАТО встали на нашу сторону. Чем меньше будет у нас угроз со стороны, тем меньше будет и стимулов для ускоренного вступления в НАТО.
Беседовал Михаил ВИГНАНСКИЙ