|
|
N°241, 25 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бетховен. Федосеев. БСО
Уникальный цикл концертов открывается сегодня
Все симфонии и все инструментальные концерты Людвига ван Бетховена исполняются в течение каждого филармонического года как минимум раз. В одном абонементе может быть заявлен один из фортепьянных концертов, в другом -- скрипичный, симфонии великого немца тоже кочуют по разным абонементам с завидным постоянством. Так что в смысле новизны программа «Бетховен и... Бетховен» (все симфонии и все инструментальные концерты), предложенная Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского и его художественным руководителем Владимиром Федосеевым, уникальной не является. Уникальна она другим. Той высочайшей культурой исполнения, что, увы, недостижима для большинства штатных филармонических коллективов и солистов.
Совсем недавно БСО и Федосеев исполняли, казалось бы, заигранную до мелодий в мобильниках «Шахерезаду» Римского-Корсакова. Никто из музжурналистов, конечно, об этом концерте не написал. А зря. Ориентальная симфоническая поэма воспринималась как премьерное сочинение. Звуковая палитра была такой роскошной, тембровая нюансировка такой филигранной, что перехватывало от счастья дыхание. Подобное "улетное" состояние возникает тогда, когда древнюю, забытую, скатанную в рулон картину великого мастера после тщательной реставрации вдруг представляют на суд публики. Все теряют дар речи, и в зале шелестит лишь восторженный шепоток.
Вот так, подобно реставраторам высшего класса, БСО и Федосеев следят за тем, чтобы не стерлась, не выцвела, не стала лохмотьями Память цивилизации и культуры. Чтобы не только зрение, но и слух тренировался на совершенных, очищенных от всякой случайно привнесенной коросты-грязи образцах. Чтобы восприятие мира было полноценным, объемным и слово «восторг» не прописалось окончательно по адресу газетных фельетонов. В этом философском (неоплатоническом: культура как «припоминание») ракурсе цикл, затеянный лучшим оркестром столицы, действительно уникален.
По логике обратной перспективы сегодня ожидается апофеоз -- Девятая симфония, партитура которой, кстати, недавно внесена в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Известно, что именно в этой симфонии Бетховен впервые в истории музыки ввел хоровой финал -- под аккомпанемент оркестра четыре солиста и хор исполняют "Оду к радости" на слова Шиллера. При отменном качестве исполнения светопреставление гарантируется. В сегодняшнем концерте помимо БСО и его главного дирижера принимают участие знаменитые солисты Европы: Марина Мещерякова (Россия), Александра Ривас (Австрия), Йорма Сильвасти (Финляндия), Роберт Холл (Нидерланды), а также Московский хор под управлением Владимира Минина.
Сергей ХАЧАТУРОВ