|
|
N°241, 25 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разоблачений не дождетесь
Екатерина Максимова выпустила книгу
Книга Екатерины Максимовой, только что вышедшая в издательстве "АСТ-Пресс", явно "наговоренная". Знаменитая балерина не сидела за компьютером -- она рассказывала о своей жизни фотографу Елене Фетисовой. Этот стенограф был выбран не случайно -- Фетисова много снимала Максимову и Владимира Васильева, а доверие танцовщика к фотографу -- вещь совершенно особенная. При этом фотографии в книге есть, они весьма интересны -- но это вовсе не фотоальбом, там триста страниц текста. То есть важны были не снимки, важно было именно доверие. Максимова очень настороженно относится к людям; и выбранное название для книги -- "Мадам "Нет" -- точно отражает ее отношения с журналистами. Ее всегдашние отказы от интервью -- не кокетство и не просчитанная стратегия, а стенка, выстроенная для защиты от мира, который кажется враждебным.
И эта книга -- подробная, полная чрезвычайно любопытных деталей, примет времени и неожиданных взглядов на чрезвычайно известных людей (чего стоит только крохотная главка о Плисецкой -- та оказывается вдруг щедрой и доброй), на самом деле тоже кирпичик в защитную стенку между Максимовой и миром. Или даже здоровенный такой бетонный блок.
Потому что не сказано главное. Вот совершенно не объяснено, как девочка, кричавшая миру "Да!" (взгляните, взгляните же на фотографии -- и вспомните ранние максимовские кинопленки), превратилась в "Мадам "Нет". Кто в этом виноват все-таки? Советская власть? -- нет никаких обличений, сплошные анекдоты о правительственных концертах. Любимый муж? -- вот уж ни одного плохого слова, милые истории о работе и отдыхе, и вечное самоедство ("Сколько же он мучился с моим нелегким характером! Капризная была, упрямая! Ничего не пыталась в себе сломать или как-то себя изменить -- всегда делала что хотела"). Власть в театре? -- уж тут можно было пройтись по Григоровичу, сколько крови-то выпил. Но нет -- "в театре была тяжелая атмосфера". Всего лишь.
Если Максимова о ком-то говорит недобро -- то уж человек должен на четыреста процентов это заслужить. Так -- о Волочковой; и все равно вместо расстрельной реплики -- "не надо всем рассказывать, какая ты гениальная, это надо доказывать в зале и на сцене". Не слишком холодно -- и не слишком горячо.
Да, не будет никаких разоблачений, сенсаций, горьких внезапных признаний. И все-таки читайте, читайте эту книгу. Потому что даже если стенка -- то выстроенная великой, недооцененной несмотря на все регалии, самой загадочной балериной русского ХХ века.
Анна ГОРДЕЕВА