|
|
N°240, 24 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российская армия начинает вооружаться
Государство намерено закупать оборонную продукцию серийно
Завтра правительство рассмотрит проект государственного оборонного заказа на следующий год. Под него планируется выделить 341,2 млрд руб. Это 14% расходной части бюджета и 40% средств, идущих на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Нынешний главный для оборонно-промышленного комплекса документ во многом уникален. Впервые в новейшей истории гособоронзаказ следующего года будет принят в текущем году и предприятия получат возможность начать работы с января, а не с мая, как часто бывало. Кроме того, предусмотрены меры, позволяющие предприятиям работать над гособоронзаказом непрерывно. Дело в том, что комиссия правительства по военно-промышленным вопросам еще в ноябре разрешила предприятиям оборонки заключать контракты на следующий год, не дожидаясь принятия постановления правительства о гособоронзаказе.
В 2004 году ожидается ужесточение правил игры на правовом поле гособоронзаказа. Если государственные заказчики своевременно и в полном объеме не выполняют то, что требует правительство, кабинет министров оставляет за собой право забрать деньги и использовать для других нужд. С будущего года единые торги будут проводиться не только по номенклатуре тыла, как было раньше, но и по вооружению и военной технике (ВВТ) общего применения. Координировать проведение таких торгов поручено пока ничем себя не проявившему Государственному комитету по гособоронзаказу. Теперь производитель для всех силовых ведомств страны, скажем, боеприпасов не сможет одну и ту же продукцию продавать по разным ценам. Единый координированный заказ позволит значительно снизить затраты на однотипную продукцию. При нормальных конкурсных торгах в конце года экономия составляет до 15%. Будет продолжено и вытеснение посредников.
Чтобы сдержать цены, устанавливаемые монополистами на такую сложную продукцию, как ракетные комплексы, подводные лодки, самолеты и танки, впервые предусмотрена возможность заключения трехгодичного контракта. Он позволит в текущем году покупать комплектующие изделия для продукции, которая будет выпущена через два-три года. Эти изделия обойдутся значительно дешевле. «Удлиненный» контракт -- это и перспектива загрузки предприятий, и уменьшение издержек. Много надежд возлагается на создающиеся холдинги. Они позволят устанавливать внутрикорпоративные цены на комплектующие ниже рыночных, что тоже даст экономию.
В проекте гособоронзаказа предусмотрена возможность передачи части функций на организацию работ от госзаказчика (Минобороны), например, концерну «Алмаз-Антей». Конечно, при условии лучшего хозяйствования. В таком формате уже финансируется разработка очень дорогих ракетных комплексов РВСН «Тополь-М» и атомных подводных лодок четвертого поколения. В этом году, по словам заместителя министра экономического развития и торговли Владислава Путилина, правительство будет жестко спрашивать с оборонных агентств не только по номенклатуре, но и по количеству образцов.
2004 год, по уверению Владислава Путилина, первый год резкого увеличения затрат на закупку ВВТ. Если рост затрат в целом на гособоронзаказ по сравнению с прошлым годом -- 19,8%, то на оснащение армии вооружением -- 30%. Однако по сравнению с Государственной программой вооружений -- уменьшение на 20%. Объясняется это тем, что до сегодняшнего дня существовал принцип: не отказывать в средствах изготовителям вооружений на приоритетных направлениях. В итоге цена, например, ракеты комплекса «Тополь-М» очень резко прыгнула вверх.
На следующий год планируется завершить испытание более 200 образцов и завершить разработку такого же их количества. На 60% заложенных в проекте гособоронзаказа средств планируется серийное производство новейших образцов вооружения и военной техники, которые разрабатывались по десять и более лет. Это тактический ракетный комплекс «Искандер», аналогов которому нет в мире, высокоточные средства поражения, космические аппараты, системы наведения и поражения обычного вооружения, информационно-навигационные системы, военный космос. Если говорить о частностях, то намечено финансирование опытно-конструкторских работ по вертолету Ми-28, перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации (ПАК ФА), истребителю Су-27ИБ (он же Су-34), транспортникам Ан-70 и Ил-76МФ, стратегическим ракетоносцам Ту-160 и Ту-95МС. Для поставок в войска запланированы пока только авиационные средства поражения, в том числе высокоточные.
Не забыта и модернизация самолетов Су-24 и Су-25, МиГ-29 и МиГ-31. Причем будет внедряться такая схема, при которой она (впрочем, как и производство новых машин) будет осуществляться за счет предприятий. При условии, что Минобороны обязуется произвести оговоренные закупки готовой продукции. Такая схема уже действует с фирмой Яковлева.
Как видно, нынешний проект гособоронзаказа предполагает буквально тектонические сдвиги в российской оборонке. Похоже, страна вспомнила об армии и решила наконец ее достойно вооружить. По уверению генералов оборонно-промышленного комплекса, не стоит этот взлет сводить к милитаризации страны: гособоронзаказ, помимо прочего, мощный рычаг госрегулирования рыночной экономики.
Николай ПОРОСКОВ