|
|
N°240, 24 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военпред как экономический фактор
Приоритетная задача военной реформы -- оснащение российской армии и флота современным вооружением и военной техникой (ВВТ). Деньги на перевооружение направляются государством порой даже в ущерб социальным статьям. Только за последние три года затраты на разработку, закупку и ремонт ВВТ выросли более чем втрое. Несмотря на это, эффект далек от ожидаемого. Реализуются не более 20% разработок. Проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) исчисляются тысячами, а на вооружение принимаются лишь единичные образцы. Три четверти результатов новых разработок используются в рамках военно-технического сотрудничества с другими странами, однако ни рубля из вырученных от экспорта вооружений денег не поступает на счета ни предприятий оборонки, ни Минобороны.
Ситуация усугубляется тем, что федеральный закон от 27 декабря 1995 года «О государственном оборонном заказе» фактически изжил себя. Правда, сейчас обсуждается проект другого федерального закона -- о государственных нуждах, который содержит и раздел, посвященный государственному оборонному заказу. К сожалению, в нем пока остались старые подходы к формированию гособоронзаказа, хотя к нему давно пора отнести управление всем жизненным циклом военной продукции -- от производства до утилизации. Продуманность этой схемы помогла бы значительно уменьшить нагрузку на бюджет.
Сегодня 60% продукции оборонного назначения приобретается у монополистов, что создает почву для злоупотребления ценами. Планы производства военной продукции на протяжении года корректируются, а затем утверждаются с учетом фактического выполнения. Это тоже позволяет манипулировать ценами. Однако к министерствам и ведомствам, неэффективно использующим бюджетные средства, предъявить претензии невозможно. Разве что за исключением случаев явных финансовых нарушений. Чтобы избежать этого, необходимо формировать единую федеральную систему контрактов и размещения гособоронзаказа преимущественно на конкурсной основе.
В 2000 году президентом России была утверждена государственная программа вооружения на 2001--2010 годы. Ее реализация идет непросто, в том числе и из-за финансово-экономических проблем. Утешает то обстоятельство, что впервые за последние годы расходы на серийные закупки ВВТ должны превысить объемы финансирования НИОКР. ОПК предстоит сосредоточить усилия на подготовке к массовому производству нескольких сотен образцов оружия, разработанных в последнее время. И здесь могут возникнуть проблемы с ценообразованием на продукцию оборонного назначения. Дело в том, что при трехкратном росте финансирования государственного оборонного заказа производство ВВТ фактически не выросло, вместо этого произошел 3--4-кратный рост цен на изделия.
Генерал-лейтенант Владимир Михеев, второе лицо в управлении начальника вооружения Минобороны России, считает, что эффективность расходования бюджетных средств на оснащение армии и флота современным оружием могли бы значительно увеличить аккредитованные на большинстве оборонных предприятий военные представители. Согласование ими и генеральными заказчиками контрактных цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, может дать экономию в миллиарды рублей. Об этом говорит обширная практика. Если во времена плановой экономики цены были расписаны по государственным прейскурантам и военпредам приходилось следить главным образом за качеством продукции, то в условиях рыночных отношений от них требуется высочайшая финансово-экономическая квалификация -- чтобы поставить заслон всякого рода «накладным расходам», порой сопоставимым со стоимостью самого изделия.
Вывод напрашивается сам собой: для изменения ситуации необходимо, чтобы специалисты оборонного комплекса, заказывающих управлений Минобороны и военные представители разговаривали на одном языке. Для этого им позарез нужно уверенное знание основ организации и ведения предприятиями ОПК бухгалтерского учета, ценообразования, правового регулирования взаимоотношений государственных заказчиков с предприятиями -- исполнителями гособоронзаказа. Сейчас, как никогда ранее, в Министерстве обороны востребованы хорошо подготовленные военные финансисты-экономисты, которые могли бы на равных вести диалог со специалистами соответствующих министерств и ведомств на этапе разработки государственной программы вооружения, формирования государственного оборонного заказа. Они могли бы отстаивать интересы государства при размещении заказов и заключении государственных контрактов с предприятиями -- разработчиками вооружения.
Очевидно, что необходимо комплексное обучение специалистов и военных представительств, и заказывающих управлений, и финансово-экономических органов генеральных заказчиков, армия которых насчитывает несколько десятков тысяч человек. Значит, необходима концентрация учебного, методического и научного потенциалов, накопленных за последние годы в сфере управления экономикой государственного оборонного заказа. Как рассказал начальник Военного финансово-экономического университета Министерства обороны генерал-полковник Василий Воробьев, с 2000 года на финансово-экономическом факультете этого вуза проходят обучение специалисты военных представительств, около 200 человек ежегодно обучаются на факультете переподготовки и повышения квалификации. Но это капля в море. В руководстве аппарата начальника вооружения считают, что необходимо срочно разворачивать комплексную систему подготовки и переподготовки специалистов в области управления экономикой государственного оборонного заказа. Это возможно при создании в университете отдельного факультета, который занимался бы гособоронзаказом. Тогда появится надежда, что сотни миллиардов рублей, выделяемых ежегодно на национальную оборону, будут расходоваться грамотно и эффективно.
Иван Иванюк, член Академии проблем военной экономики и финансов