|
|
N°236, 18 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ценные советы
ЦБ готовит новую банковскую стратегию на основе рекомендаций Всемирного банка и МВФ
Новая стратегия развития банковского сектора будет написана с помощью Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ). Вчера на Неглинной Банк России и ВБ представили доклад «Оценка финансового сектора Российской Федерации» (Financial Sector Assessment, FSA), идеи которого, по словам первого зампреда ЦБ Андрея Козлова, лягут в основу очередной правительственной стратегии.
Доклад FSA -- небольшой девятистраничный обзор -- является кратким изложением доклада «О программе оценки финансового сектора для РФ». Это стандартная программа оценки, применяемая МВФ и Всемирным банком почти в 90 странах. В прошлом году российские власти выразила желание присоединиться к этой программе. «Это обычная процедура, но для России она имеет особое значение в связи с дебатами, которые велись вокруг развития банковской системы в последние годы», -- отмечает директор ВБ по России Джулиан Швайцер.
В отличие от команды Виктора Геращенко нынешнее руководство ЦБ явно не испытывает аллергии к рецептам Всемирного банка и, видимо, активно поработало над докладом. Андрей Козлов заявил вчера: «В этом документе высвечено самое главное, на него необходимо равняться, когда мы говорим о том, что надо делать с нашей банковской системой...». Напомнив, что к февралю должен быть готов новый проект стратегии развития банковского сектора, первый зампред ЦБ добавил: «Мы полагаем, что в основу стратегии будут положены мысли и идеи, высказанные в этом докладе».
В течение нескольких лет сотрудничества с МВФ и ВБ их рекомендации по банковской реформе российские власти воспринимали с особенной неприязнью. Правда, многие рекомендации (например, переход на международные стандарты отчетности или прекращение участия ЦБ в росзагранбанках) выполняются. Эксперт «Интерроса» Александр Астапович полагает, что «Андрей Козлов будет только учитывать выводы ВБ и МВФ, и это правильно». «Вся история взаимоотношений Банка России со Всемирным банком показывает, что у ЦБ всегда была своя точка зрения на задачи, стоящие перед банковской системой, просто раньше за советами МВФ стояли значительные стабилизационные кредиты», -- говорит г-н Астапович. Президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян считает, что «надо учитывать видение Всемирного банка и МВФ, хотя они очень много не могут понять». «Они, например, в принципе не могут понять, можно ли осложнять процедуру подготовки проспекта эмиссии для банков и навязывать нам дорогостоящих финансовых консультантов и при этом ставить вопрос о повышении капитализации банков», -- отмечает глава АРБ.
ВБ и МВФ, между тем, пишут, что формально «банки в России хорошо капитализированы, но сам капитал сомнительного качества даже по российским стандартам бухучета». Одной из главных задач в новой стратегии, как и в нынешней, называется переход на международные стандарты отчетности (IAS) с 2004 года. ЦБ планировал выпустить инструкции о внедрении международных стандартов в III квартале, но до сих пор этого не сделал. «Однако формальное, а не содержательное применение IAS могло бы скорее вводить в заблуждение (...) пользователей финансовой отчетности. Поэтому важно за оставшийся короткий промежуток времени задействовать обеспечивающий институциональный механизм для надлежащего внедрения IAS», -- говорится в докладе.
Отдельный раздел FSA посвящен системе страхования вкладов, закон о которой недавно одобрил Совет Федерации. Кроме того, в нем предлагается принять поправки в законодательство «в сферах прозрачности владельцев банков и соответствия акционеров (формальной структуре собственников. -- Ред.); условного (судебного. -- Ред.) иммунитета директоров, должностных лиц и служащих ЦБ» и т. д. «Существует ряд областей, в которых необходимо добиться прогресса. -- суммировал руководитель сектора ВБ Тунч Уяник. -- Это улучшение качества корпоративного управления, укрепление банковского надзора (в докладе говорится о необходимости внедрения консолидированного надзора. -- Ред.) и выравнивание условий деятельности для государственных и частных банков».
Андрей Козлов в заключение сообщил: «То, что не вошло в данный доклад, не имеет стратегического значения для развития банковского сектора». Хотя с ним, видимо, согласны не все участники рынка. Гарегин Тосунян полагает, что в стратегии «должен быть сделан акцент на развитие банковской системы и многократное снижение издержек банков» (в том числе за счет снижения ставок резервирования): «Мы, конечно, можем путем усиления надзора вообще уничтожить банковскую деятельность, чтобы не было никаких нарушений, но это неверный путь, усиление должно быть точечным». А по словам г-на Астаповича, главный вопрос будущей стратегии -- формирование условий, при которых российские банки были бы конкурентоспособны по сравнению с зарубежными.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ