|
|
N°234, 16 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заставу застали врасплох
В Дагестане опять собирают народное ополчение
В Дагестане вчера впервые с осени 1999 года снова заговорили о войне. В ночь на понедельник в отдаленном горном Цунтинском районе на юго-западе республики у границы с Грузией невесть откуда объявилась крупная группа боевиков. Хорошо вооруженный отряд, по предварительным данным -- численностью около 30 штыков, там отнюдь не прятался от федеральных сил, а, наоборот, провел, судя по всему, хорошо подготовленную и демонстративную боевую операцию. Сначала боевики на несколько часов захватили село Шаури, потом совершили нападение на бойцов расположенной неподалеку погранзаставы Мокок, уничтожив девять пограничников, а «под занавес» захватили заложников в местной больнице и благополучно ушли от преследования.
События в Цунтинском районе вызвали моментальную реакцию руководства Дагестана, поскольку явно навевали еще не потускневшие воспоминания о нападении боевиков Басаева и Хаттаба на республику в августе 1999 года. Тогда для отражения агрессии сепаратистов на соседние с Цунтинским Цумадинский и Ботлихский районы местным властям пришлось идти на беспрецедентные меры, раздав местным жителям оружие и мобилизовав в помощь регулярным силам МВД и Минобороны народное ополчение. Но и при этом восстановить порядок на границе с Чечней удалось лишь после месяца ожесточенных боев. Впрочем, вчера руководители Дагестана утверждали, что никаких параллелей между ЧП в Цунтинском районе и событиями 1999 года быть не может. Глава Госсовета республики Магомедали Магомедов на совещании в Махачкале назвал происшедшее там «бандитской вылазкой» и категорически опроверг появившиеся было высказывания, что инцидент является угрозой конституционному строю Дагестана или грозит всплеском боевых действий на территории республики. Представители федеральных сил как в Чечне, так и в Москве вообще оставили бой в Цунтинском районе без комментариев.
Тем не менее, как выяснилось, на деле и военные, и гражданские власти Дагестана посчитали необходимым вчера принять превентивные меры, куда более масштабные, чем нужно для ликвидации простой банды. Тот же г-н Магомедов еще утром, сразу после первых сообщений о ЧП, своим указом ввел на территории Цунтинского района чрезвычайное положение, разрешив местному населению создать народное ополчение и с оружием в руках защищать свои дома от боевиков. Попутно в районе временно прекратили работу все госучреждения, в том числе школы и детские сады. Спецслужбы и военные со своей стороны начали переброску к месту событий подкреплений -- отрядов ОМОНа, СОБРа, спецназа 136-й Буйнакской горнострелковой бригады, ВДВ и внутренних войск. В результате уже вчера к вечеру численность переброшенной в Цунтинский район группировки составила около 1000 человек. Для координации же операции по уничтожению бандитов на место прибыли начальник территориального отдела «Махачкала» погранслужбы ФСБ России Владимир Стрельцов и замглавы МВД республики Магомед Омаров.
О самих же боевиках вчера в спецслужбах Дагестана толком ничего известно не было -- ни откуда и под чьим командованием они пришли, зачем все эту кашу заварили и что собираются делать дальше. По одной версии, отряд пришел из Чечни, по другой -- это были местные (собственно дагестанские, хотя, возможно, и из других районов) ваххабиты, которые после нападения могут просто разойтись по домам. Некоторые чины также заговорили о возможности перехода боевиков из соседней Грузии (от захваченного села до границы всего около 10 км), чем снова вызвали волну гневных опровержений из Тбилиси. Однако к вечеру и российские спецслужбы эту версию признали маловероятной, поскольку перевалы, по которым боевики могли бы добраться из Грузии в Дагестан, сейчас практически непроходимы из-за снежных заносов. В любом случае руководство дагестанских спецслужб признавало лишь то, что происшедшее в Цунтинском районе -- хорошо спланированная акция лидеров сепаратистов, вероятнее всего, с целью проверки боеготовности местных и федеральных сил.
По предварительным данным, в Цунтинский район боевики приехали на двух микроавтобусах «УАЗ». Как рассказал корреспонденту газеты "Время новостей" глава Цунтинского района Бысыр Магомедов, в селение Шаури (в нем проживает не более 200 человек) они ворвались около двух часов ночи. Сначала бандиты отобрали у местного жителя машину «Волга» и, пригрозив ему расправой с семьей, заставили сходить на погранзаставу, расположенную в нескольких километрах у села Мокок. Там селянину приказали просто рассказать о случившемся. Мужчина пришел к пограничникам и сообщил о ЧП командиру заставы капитану Рагиму Халикову. Капитан поднял заставу по тревоге и с восьмью бойцами на грузовике ГАЗ-66 отправился в Шаури. Однако на окраине села пограничников ждала засада. В скоротечном бою все девять пограничников погибли, а тело капитана Халикова боевики обезглавили и вместе с автомашиной сбросили в пропасть. Около трех часов ночи боевики приехали в поселковую больницу №34, где взяли в заложники четыре человека -- дежурного медбрата Жужу Абдурахманова, истопника Шамиля Дагатова и пациентов -- студента ДГУ Гапора Гужиева и пенсионера Гамидла Гамидова. По данным начальника Цунтинского РУВД Амиля Нудимутдинова, с рассветом бандиты на трех машинах вместе с заложниками выехали в сторону Цумандинского района. Почти сразу за ними в погоню отправился отряд местных милиционеров и подоспевших омоновцев. Однако, около 11.00 у перевала Хварши преследователи нашли лишь брошенные машины. Судя по следам, далее боевики ушли в обширный сосновый лес, уже на территории Цумадинского района. Из-за сильного тумана, стоявшего весь день в горах, искать их с воздуха было невозможно. Уже днем на перехват боевиков отправились несколько групп спецназа. Но и им вчера до наступления темноты настичь противника не удалось. Участники операции лишь передавали с места событий, что боевики очень хорошо подготовлены и отлично оирентируются не местности.
Александр Раскин, Виктор Пауков