Время новостей
     N°231, 10 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.12.2003
"Черные вдовы" в двух шагах от Кремля
Чеченские террористки-смертницы не нашли Государственную думу
Шесть человек погибли и 14 были ранены в результате очередного крупного теракта, совершенного вчера утром женщиной-камикадзе в самом центре Москвы, у здания гостиницы «Националь» на углу Тверской и Моховой улиц прямо напротив Кремля. Обстоятельства проведения диверсии -- сколько точно было террористов, и как они действовали -- вчера еще достоверно известны не были. Предполагалось, что на самом деле преступники планировали устроить взрыв в другом месте. По крайней мере очевидцы рассказали оперативникам, что за несколько секунд до взрыва женщина, у которой находилась бомба, остановила встречного прохожего и спросила, как пройти к Госдуме. Но в любом случае уже через час после трагедии представители спецслужб однозначно заявили, что в данном случае речь идет о новой акции подготовленных лидерами чеченских сепаратистов женщин-камикадзе -- так называемых «черных вдов», уже «отметившихся» в Москве двумя терактами в июле.

Трагедия на Моховой стала далеко не самой масштабной и кровавой в этом году террористической «отрыжкой» чеченской проблемы, решить которую федеральные власти пытаются уже без малого десять лет. Тем не менее для властей в целом и спецслужб особенно вчерашнее ЧП можно считать одним из самых неприятных за последнее время. В течение всего нынешнего года политическое руководство страны изо всех сил пыталось ввести Чечню в «нормальное» конституционное пространство, хотя бы формально «приравняв» ее к другим регионам. Успешно прошли выборы президента Ахмата Кадырова, руководство контртеррористической операцией передали в руки МВД (тем самым сепаратистов, по сути, перестали признавать как организованную силу, приравняв к обычным уголовным бандам). У силовиков успехов в борьбе с боевиками и террористами было куда меньше, хотя свои «козыри» были и у них. Начавшийся весной всплеск активности сепаратистов они списывали на «предсмертные конвульсии», к осени же теракты действительно почти прекратились. Однако, судя по подрыву 5 декабря электрички в Ессентуках (когда погибли 44 человека и более 200 было ранено) и вчерашнему взрыву у «Националя», надежды на решительный перелом в решении проблемы чеченского терроризма, мягко говоря, не оправдались.

Причем с учетом последних, уже декабрьских диверсий хроника проведенных за год боевиками терактов показывает, что они свои позиции отнюдь не сдали, более того, постепенно подбираются географически все ближе к центру российской власти, и спецслужбы по-прежнему ничего с этим поделать не могут. На этом фоне, кстати, очень характерно вчера выглядели предельно сдержанные комментарии теракта у «Националя» со стороны высшей власти, еще явно не «отошедшей» от предвыборной лихорадки. На заседании Совета законодателей, состоявшемся в Кремле всего через час после взрыва, президент Путин лишь упомянул, что «действия преступников, террористов, с которыми нам приходится бороться, в том числе и сегодня», направлены против «развития страны в целом и сохранения ее территориальной целостности». Первые лица спецслужб -- ФСБ и МВД -- о трагедии на Моховой вообще промолчали, не решившись, очевидно, оправдываться и «посыпать голову пеплом» (а в данной ситуации ничего другого им не оставалось) сразу после победы партии власти на парламентских выборах.

К тому же у силовиков была еще одна причина избегать комментариев. Всего неделю назад они категорически опровергали в принципе возможность каких-либо активных действий со стороны сепаратистов в эти дни. Тогда из спецслужб Чечни просочилась информация о том, что, по оперативным данным, Басаев якобы еще в ноябре разослал в регионы страны несколько групп подготовленных женщин-смертниц из бригады «Риядус Салихийн» (те самые «черные вдовы»), которые могут провести серию диверсий как раз «под выборы» и к новогодним праздникам (наша газета об этом сообщила 2 декабря). Однако представители федеральных сил в Чечне тут же официально объявили, что такая информация не соответствует действительности. «Эта информация сочинена в кабинетах авторами, которые не знают Чечню, не владеют обстановкой, -- говорилось в опровержении. -- Участники незаконных вооруженных формирований практически ежедневно вынуждены менять места ночлега и отдыха, ибо разведпоразделения их выслеживают и наносят огневые удары, в результате чего боевики несут огромные потери». Так же решительно тогда высказался и начальник УФСБ Чечни Юрий Рожин: «Я могу со всей ответственностью заявить, что разговоры на эту тему являются выдумкой».

Вчера "выдумка" взорвалась в центре Москвы.

По данным ГУВД Москвы, взрыв у «Националя» прогремел около 10.53 на стороне гостиницы, обращенной к Кремлю, то есть, выходящей на Моховую улицу (хотя официальный адрес здания - Тверская,1).

Первыми о ЧП сообщили в милицию охранники отеля, которые сказали, что взорвался стоявший на стоянке «Мерседес». Уже через 2-3 минуты на место подоспели сотрудники ОВД «Тверское» и спасатели ГОЧС, офисы которых расположены в соседних кварталах. Причем, по словам одного из сотрудников отеля, с которым удалось поговорить корреспонденту газеты «Время новостей», поначалу никто действительно не мог понять, что же именно там произошло. На асфальте под огромными разбитыми окнами «Националя», лежали окровавленные люди, и первые минуты оперативники и спасатели просто оказывали им первую помощь и грузили в подъезжавшие машины «Скорой». Уже через 15 минут все пострадавшие были отправлены в больницы, а сотрудники ГИБДД полностью перекрыли автомобильное движение как по Тверской, так и по Моховой улицам. После этого все пространство у гостиницы было оцеплено, и оперативники предварительно оценили, что же случилось. Поскольку ближе всего к эпицентру взрыва - там где лежали трупы пятерых погибших, оказался развороченный представительский «Мерседес», предположили, что именно в нем и была бомба. Однако, как только сыщики и контрразведчики начали первые опросы очевидцев, сразу стало ясно, что речь идет о женщинах-смертницах. Сколько точно их было и откуда они появились, свидетели говорили по-разному. Большинство склонялось к тому, что две прилично одетые женщины - одна в современной короткой куртке, другая в длинном то ли пальто, то ли шубе - шли пешком по Моховой улице со стороны Воздвиженки в направлении Охотного ряда. Внешне и поведением они ничем из толпы прохожих не выделялись, хотя обе имели кавказские черты лица. Уже у «Националя» - не доходя метров 10 до главного входа в гостиницу - женщины остановили шедшего на встречу мужчину и якобы спросили, где находится Государственная Дума. Почти сразу после этого и прогремел взрыв. В больницы, по официальным данным, от «Националя» было доставлено 14 раненых. Большинство из них составили студенты факультета журналистики МГУ и Института стран Азии и Африки, корпуса которых расположены по соседству.

Однако, начать полноценный осмотр места трагедии и разбираться, кто из погибших являлся жертвой теракта, а кто - самими террористками, оперативники и эксперты смогли только после 2 часов дня. После первого же изучения места преступления рядом с телом одной из погибших был найден большой черный портфель, обнюхав который, служебная собака саперов дала сигнал о наличии взрывчатки.

В 12.45 специальный робот взрывотехнической группы московского УФСБ расстрелял подозрительный саквояж из гидропушки. Но, осмотрев его эксперты, снова не решились притрагиваться к чемодану руками, поскольку разрушен он был не полностью, и не было ясно, остается ли внутри бомба. Через час по чемодану робот дал еще один водяной залп. От него портфель разлетелся на части, но бомбы в нем так найдено и не было. Оказалось, что злополучный портфель принадлежал одному из погибших прохожих.

В результате, первые сообщения о погибших в результате взрыва начали поступать уже к вечеру, хотя, до конца ясности с количеством и личностями террористок не было. Поначалу считалось, что на месте погибли две женщины и один мужчина, еще двое мужчин скончались по пути в больницу. Однако, уже через несколько часов, когда место взрыва осматривали следователи прокуратуры, обнаружилась еще одна погибшая, останки которой буквально разбросало в радиусе нескольких десятков метров. Предполагалось, что именно она и являлась женщиной-камикадзе. По предварительным данным экспертов, у смертницы на теле был пояс шахида, начиненный примерно 2,5 кг смеси пластида и селитры и металлическими шариками. Изучив остатки бомбы, эксперты пришли к выводу, что она была похожа на те, что использовали террористки при терактах 5 июля на рок-фестивале «Крылья», но выполнена была, очевидно не качественно. Из-за этого, как предполагается, произошло непроизвольное замыкание контактов «пояса шахида» и прогремел взрыв.

Впрочем, детальную картину самого теракта спецслужбы, очевидно, прояснят сегодня. Как оказалось, все происходившее перед гостиницей записывалось несколькими камерами слежения, и вчера оперативники уже начали ее изучать. Возможно, именно на ее основании спецслужбы вчера к вечеру объявили в розыск предполагаемую сообщницу двух взорвавшихся террористок, которая, как предполагается, шла за ними поодаль. Это женщина также кавказской внешности, на вид 40 лет, одетая в черную шубу. Вчера, причем, было объявлено, что подозреваемая возможно также имеет с собой «пояс шахида», и может попытаться осуществить теракт. О личностях погибших камикадзе вчера ничего не было установлено - от одной не осталось почти ничего, другой взрывом оторвало голову.

Виктор ПАУКОВ, Виктор СВИСТУНОВ