|
|
N°231, 10 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Можно поставить вопрос о некорректности формулировок
Текст основного закона анализирует вице-президент Российской ассоциации международного права, доктор юридических наук, профессор Станислав ЧЕРНИЧЕНКО.
Я бы не стал называть Конституцию безупречной. И не только с точки зрения той политической системы, которая заложена в ней. У меня, как у юриста-международника, есть вопросы и ко второй главе, касающейся прав и свобод человека. Например, в ст. 56 говорится, что в условиях чрезвычайного положения права могут быть ограниченны, а также перечисляются права, которые не подлежат ограничению. Этот перечень начинается со ст. 20 Конституции. То есть получается, что можно ограничить предусмотренное ст. 19 равенство перед законом и судом, равенство независимо от пола и языка, равенство мужчин и женщин? И в этой части можно заметить несоответствие этих положений нормам Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, который не допускает дискриминации. Есть также некоторые другие нестыковки пакта и Конституции, которые, возможно, не столь важны, как указанная выше.
Другой, как мне кажется, важный недостаток: в ст. 55 указывается, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не может расцениваться как умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Однако с точки зрения международного права все права человека одинаково важны, их нельзя делить на основные и другие.
Есть некоторые странности при формулировке норм, касающихся гражданства. Россия не признает двойное гражданство, если оно не предусмотрено законом или международным договором, в котором участвует Россия. Иными словами, если человек имеет гражданство государства, с которым у нас нет договора, то наша власть не признает его иностранного гражданства. Но у нас такой договор есть только с Таджикистаном. В то же время некоторые законы предусматривают ограничения для лиц, у которых есть гражданство другого государства. Так что можно поставить вопрос либо о некорректности формулировок Конституции, либо о противоречии ей определенных законов, и, следовательно, мы должны допустить нашего гражданина, имеющего не признаваемое РФ иностранное гражданство, к гостайне.
Еще один бросающийся в глаза недостаток. Ст. 87 говорит, что президент вводит военное положение в случае агрессии или ее непосредственной угрозы. Но факт агрессии может установить только Совет Безопасности ООН. Мне кажется, что точнее было бы говорить о вооруженном нападении.
|