Время новостей
     N°231, 10 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.12.2003
Сплошной праздник
Объявлена программа юбилейной «Золотой маски»
Десятый национальный театральный фестиваль «Золотая маска», как было объявлено на вчерашней пресс-конференции, торжественно откроется 27 марта в Цирке на Цветном бульваре и закроется 12 апреля в Большом театре.

Прошлый сезон был богат: в афише фестиваля -- 16 драматических спектаклей. Особо радует, что девять из них идут на большой сцене. Прежде именно с широкоформатными спектаклями возникали затруднения. На «Маску» бывало приезжали постановки, после которых отборщикам из экспертного совета оставалось только утверждать, что в домашних условиях это убожество выглядело совершенно по-другому. На нынешнем фестивале, судя по всему, провалов не будет.

Девять московских названий театралам хорошо знакомы. «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса, «Двенадцатая ночь» Деклана Доннеллана, «Египетские ночи» «Мастерской П.Н. Фоменко», современниковские «Мамапапасынсобака» и «Правда -- хорошо, а счастье лучше» Малого театра представляют столицу на большой сцене; «Вий», поставленный Ниной Чусовой в Театре им. Пушкина, и два спектакля по пьесам братьев Пресняковых («Пленные духи», Центр драматургии и режиссуры; «Терроризм», МХАТ им. Чехова) -- на малой. Все честь по чести: лучше не выберешь.

Из приезжающих московская публика уже видела «Ревизора» (Александринский театр) и по описаниям знает «Дядю Ваню» (МДТ -- Театр Европы). В остальных случаях гарантией качества служат имена режиссеров и репутации театров. Омская академдрама везет горьковских «Дачников», поставленных Евгением Марчелли: после выпуска спектакля режиссеру было предложено театр возглавить, что уже говорит о многом. Молодежный театр Минусинска покажет «Наваждение Катерины» (т.е. лесковскую «Леди Макбет Мценского уезда») -- лучший, как говорят, спектакль Анатолия Песегова. Что до малой сцены, здесь в борьбу за призы вступят Дмитрий Черняков, поставивший в новосибирском «Глобусе» прелестную пьесу Мариво «Двойное непостоянство», и (дважды) Михаил Бычков. Один его спектакль приедет из Петербурга («Зима» Гришковца, Белый театр), другой -- из родного Воронежа («Нора» Ибсена, Камерный театр).

Названий пока всего пятнадцать, но не забывайте о призе «Новация». Один новатор в драмтеатре найден: Иван Вырыпаев с его «Кислородом» (Театр.doc, Москва). Ну а то кто же.

Сказав, что десятая «Золотая маска» начинается в марте, я имел в виду только конкурс. В связи с юбилеем и на радость людям в этом году организована совершенно фантастическая гастрольная программа. Она начнется с 9 февраля. В ней представлены: шекспировская трилогия Эймунтаса Някрошюса; лучшие спектакли Саха-театра им. Ойунского: «Голубой, желанный берег мой», «Король Лир», «Олонхо»; семь (СЕМЬ!) спектаклей МДТ -- Театра Европы: от «Братьев и сестер» до «Московского хора»; самое примечательное из новационных работ последнего десятилетия: спектакли Гришковца, «Дерева», группы АХЕ, постановки пьес нового театрального поколения (проект «Новая драма).

Что касается оперы и балета, то это, в общем, не по моему ведомству, но 20 февраля на пять дней в Москву приезжает Мариинский театр... Не говоря обо всех прочих радостях.

Разумеется, на пресс-конференции был задан робкий вопрос: в связи с тем, что у «Золотой маски» теперь имеется такой могущественный генеральный спонсор, как Сбербанк России, не будет ли каких послаблений в смысле цен на билеты. Эти поползновения генеральный директор фестиваля Эдуард Бояков пресек решительно и строго. Он сказал, что все разговоры о неимущих интеллигентах, влюбленных в театр, пора оставить. Он сказал, что упиваться собственной бедностью унизительно и это -- лучший из шансов остаться бедными навсегда. Программная задача фестиваля -- пройти с аншлагом и продать билеты за столько, за сколько их можно продать: за сто долларов -- так за сто долларов (председатель Сбербанка Андрей Казьмин кивал весьма одобрительно). Впрочем, тут же выяснилось, что все не так страшно и даже на спектакли Мариинки, если повезет, можно будет купить билеты рублей по двести...

Вообще, было сказано много обнадеживающего и жизнеутверждающего: про региональные программы, которые сейчас становятся приоритетным направлением работы, про контакты с Министерством культуры и Московской мэрией (слухи о том, что правительство Москвы сокращает материальную поддержку фестиваля, не подтвердились), про то, что в будущем на структуру фестиваля, вероятно, повлияет деятельность антреприз (об этом, что вполне закономерно, говорил председатель СТД России Александр Калягин) и т.д. Главное, однако, то, что с февраля по апрель столичная театральная жизнь станет сплошным праздником. Мест на котором, как обычно, всем не хватит.

Александр СОКОЛЯНСКИЙ
//  читайте тему  //  Театр