|
|
N°229, 08 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Братской могилы» не будет
Вице-премьер Борис Алешин форсирует объединение авиастроителей
Решение о слиянии российского авиапрома в единую компанию будет принято до конца этого года. Вице-премьер Борис Алешин объявил об этом в минувшую пятницу во время визита на один из крупнейших в России комплексов по производству авиационных двигателей «Салют». Между тем, как показывает опыт, объединительные проекты даже меньшего масштаба в отечественном авиастроении протекают совсем не гладко. Поэтому эксперты затрудняются прогнозировать, сколько времени займет реализация решения о единой корпорации и какую форму это объединение в конце концов приобретет.
Первое решение о масштабном объединении авиапрома было принято правительством России в мае 2001 года. Тогда кабинет министров одобрил создание двух холдингов, получивших рабочее название СВСК-1 (самолето-вертолетостроительный комплекс) и СВСК-2. В первый предполагалось включить конструкторские и производственные мощности фирм "Сухой", "Миль" и "Ильюшин", а во второй -- "МиГ", "Камов" и "Туполев". Таким образом, могли получиться две симметричные структуры, которые конкурировали бы друг с другом по всем основным позициям военной и гражданской авиатехники.
Основным вдохновителем этой схемы считался тогдашний вице-премьер Илья Клебанов, который два месяца спустя (в июле 2001 года) добавил к своим прочим титулам должность председателя комиссии по реализации федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002--2006 годы)". Зато в среде самих авиастроителей идея объединить «всех со всеми» большого энтузиазма не вызвала.
Показательно, что на заседании правительства в мае 2001 года генеральный директор «Росавиакосмоса» Юрий Коптев предлагал рассмотреть и другой вариант реформирования авиапрома -- путем создания около полудюжины отраслевых холдингов (тактическая авиация, грузовые самолеты, авиадвигатели, авиационное вооружение и т.п.). Правительство же предпочло вариант г-на Клебанова. Впрочем, реально за прошедшие два года не было сделано заметных шагов ни по одному из двух вариантов. Объединительные усилия ограничились внутренними рамками сложившихся еще в советские времена производственных цепочек. Например, конструкторское бюро им. Сухого объединилось со «своими» серийными заводами в акционерную холдинговую компанию (АХК) «Сухой». Аналогичные мероприятия прошли на «Туполеве» и «Ильюшине».
В апреле этого года «промышленным» вице-премьером стал Борис Алешин. Комиссию по программе реформирования оборонного комплекса г-н Клебанов формально передал ему гораздо позже -- 25 ноября. Однако уже с лета авиапром получил от г-на Алешина новую стратегическую установку: реформирование пойдет в сторону единой авиастроительной компании.
В минувшую пятницу вице-премьер подчеркнул, что эта компания не станет «братской могилой», «куда собирается все -- и электроника, и двигатели». Как отрицательный пример подобной «могилы» вице-премьер привел РСК "МиГ", «где в свое время было собрано в кучу все». «Работа этой компании не удовлетворяла правительство и смежников», -- сказал г-н Алешин. (РСК «МиГ» была организована в 1999 году в форме государственного унитарного предприятия и в свое время считалась первым успешным образцом вертикально интегрированной авиастроительной корпорации в России.)
"У каждого должен быть свой бизнес, -- считает г-н Алешин. -- У самолетчиков -- свой, у двигателистов -- свой, у производителей авионики, электроники -- свой". Таким образом, речь может идти о возвращении к схеме, предложенной в 2001 году Юрием Коптевым. У нее, правда, в среде авиастроителей есть много критиков, не верящих в возможность слияния традиционных конкурентов, каковыми являются, например, «МиГ» и «Сухой» в сфере тактической авиации. По мнению таких критиков, объединение в данном случае будет означать всего-навсего ликвидацию одной из фирм с соответствующей потерей ее проектов и технологических наработок. В конце прошлой недели менеджеры РСК «МиГ» и АХК «Сухой», с которыми удалось поговорить корреспонденту газеты «Время новостей», независимо друг от друга сообщили, что практических шагов по слиянию двух фирм они не делают и в обозримом будущем их не ожидают.
Михаил КУКУШКИН