|
|
N°228, 05 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Некачественные признания
Обвиняемые статистики решили больше не виниться
На проходящем в Мосгорсуде процессе по скандальному «делу статистиков» вчера состоялся допрос главного фигуранта этой эпопеи -- бывшего руководителя Главного вычислительного центра (ГВЦ) Госкомстата РФ Бориса Саакяна. Вместе с ним на скамье подсудимых находятся еще семь человек -- его заместители Валерий Сальников и Зоя Денисенкова, бывший председатель Госкомстата Юрий Юрков, его заместитель Валерий Далин, Вячеслав Барановский -- тогдашний руководитель фирмы, занимавшейся распространением печатной продукции Госкомстата, руководитель одного из управлений Минтруда Михаил Малышев и невоеннообязанный сотрудник ФАПСИ Евгений Гуров. При этом обвинение считает, что именно г-н Саакян являлся руководителем всего незаконного бизнеса, который в 90-е годы действовал в Госкомстате, -- по подпольной продаже конфиденциальной информации, сдаче в аренду за «черный нал» помещений и т.д.
Претензии гособвинителя Виктора Антипова к главе ГВЦ касались двух моментов: подписанных Саакяном договоров по оказанию услуг другим структурам и ценностей, найденных у него при обыске дома (2,5 млн долл. и более 100 тыс. немецких марок наличными). Следствие установило, что значительную часть денег за эти злополучные договоры г-н Саакян просил плательщиков переводить на счет не ГВЦ, а ассоциации «Статинформ» -- частной структуры, которую он параллельно возглавлял. Однако вчера г-н Саакян заявил, что на самом деле ничего криминального не совершал, а просто экономил деньги для повышения зарплаты своим сотрудникам, официальное жалованье которых было просто нищенским. Более того, по некоторым вопросам прокурора г-н Саакян вообще отказался давать пояснения, сославшись на то, что претензии касаются соглашений, которые подписывал вовсе не он.
Также г-н Саакян категорически не согласился с утверждением, что изъятые у него дома миллионы были получены от преступной деятельности. Глава ГВЦ заявил, что на самом деле валюту ему на хранение передала одна знакомая -- гражданка США. На вопрос же прокурора, почему же подсудимый не побоялся такую сумму держать дома и не хранил ее в банке, г-н Саакян ответил, что не мог это сделать без согласия владелицы.
Примечательно, что разговор об изъятых у главы ГВЦ деньгах был отмечен небольшим скандалом. Формулируя вопрос, обвинитель перепутал сумму изъятых средств, указав лишь 1,5 млн долл. (хотя изъято было 2,5 млн). Это вызвало бурную реакцию адвокатов и недоумение самого подсудимого. Дело в том, что на предыдущих заседаниях адвокаты интересовались, почему Генпрокуратура до сих пор не передала суду те самые деньги, как должно поступать с уликами, и даже не предоставила документального свидетельства о том, где они вообще находятся. Причем вчера гособвинитель так и не смог вспомнить точную сумму изъятых денег и вопрос в конце концов задал без ее точного указания.
Сторону обвинения вчера постигла и еще одна неудача. Адвокаты выступили против оглашения на процессе явки с повинной, написанной г-ном Саакяном сразу после задержания в 1998 году. При этом сам глава ГВЦ заявил, что все ответы во время первого допроса ему продиктовал следователь Николай Волков. «Я был в таком состоянии, что готов был подписать что угодно. Он (Волков. -- Ред.) сказал мне, что если я это подпишу, меня отпустят домой. И я подписал», -- поведал г-н Саакян. И теперь, судя по всему, признание г-на Саакяна будет исключено из доказательств, поскольку было сделано без адвоката и почти в час ночи. По этой же причине ранее была признана судом незаконной явка с повинной и г-на Юркова.
Ярослав ЗОРИН