Вчера президент России Владимир Путин в сопровождении главы РЖД Геннадия Фадеева посетил Коломенский машиностроительный завод, где пообещал помощь в локомотивостроительных делах. Г-н Фадеев в ответ пообещал президенту до 2010 года не повышать тарифы выше уровня инфляции (на следующий год она прогнозируется на уровне 12%), очевидно, «забыв» о предстоящем в 2004 году
повышении цен на проезд в вагонах купе и "люкс" на 25%.
Место встречи было выбрано не случайно. Коломенский завод (основной акционер которого -- «Северсталь-Транс») -- базовое для РЖД предприятие, производящее тепловозы ТЭП-70, обеспечивающие значительную часть пассажирских перевозок в стране. К маю 2004 года коломенские конструкторы представят железнодорожникам созданный в России (на базе пассажирского) грузовой тепловоз ТЭП-70БС. А к началу 2005 года коломенцы подписались на разработку пассажирского электровоза ЭП2К и в 2004 году получат авансом от РЖД 400 млн руб. Машина будет призвана заменить отработавшие свой срок чешские электровозы. До 2010 года РЖД, по словам главы компании, закажет до 400 электровозов.
Но пока, как отметил Владимир Путин, «при нынешнем состоянии технической базы железнодорожный транспорт не в состоянии обеспечить сегодняшние потребности экономики страны, не говоря уже о перспективах». Между тем железнодорожники вчера рапортовали об увеличении грузовых и пассажирских перевозок, а днем ранее на научной конференции, посвященной транспортной стратегии России, г-н Фадеев уверял, что «РЖД полностью обеспечит перевозки нефти, газа и угля с месторождений Сибири и Дальнего Востока», где добыча стабильно растет.
Впрочем, железнодорожники все еще надеются, что смогут «продержаться» до 2010 года, хотя локомотивы уже сейчас выработали свой ресурс -- по отдельным параметрам на 70%. «За это время, -- говорит г-н Фадеев, -- наша промышленность должна освоить производство современных локомотивов в необходимом для отрасли объеме».
Президент денег отрасли не обещал, но проблему на государственном уровне обозначил: «Есть общее понимание, что экономику надо диверсифицировать, и одна из ключевых задач -- развитие перерабатывающей промышленности, в том числе машиностроения», -- заявил глава государства. При этом г-н Путин истолковал господдержку отнюдь не как увеличение инвестпрограммы РЖД, а как прямые вливания в НИОКР и выстраивание четкой налоговой, финансовой и таможенной политики.
Г-н Фадеев же, по информации газеты «Время новостей», рассказал президенту о причинах, которые, на его взгляд, привели отрасль к снижению объемов производства. Если в 1988 году МПС получило более 1050 локомотивов, то за последние девять лет российские железные дороги получили лишь около 100 локомотивов, утверждает он. Это произошло прежде всего потому, что после развала СССР Россия отказалась (из-за высоких цен) от поставок из стран Восточной Европы, на которые ранее и приходился практически весь объем заказов. Кстати, в то время министром путей сообщения был как раз г-н Фадеев. Маневровые и пассажирские локомотивы по договоренности производили в Чехословакии, грузовые тепловозы -- в Луганске (Украина), электровозы -- в Тбилиси (Грузия).
Коломенский завод обещает выполнить практически все заказы МПС и РЖД. Однако в начале декабря РЖД подписала соглашение с управляющей компанией «Трансмашхолдинг» (владеющей Новочеркасским электровозостроительным заводом) на поставку 400 локомотивов до 2010 года. Судя по всему, г-ну Фадееву было что предъявить Владимиру Путину, сомневающемуся в успехе развития отрасли.