|
|
N°228, 05 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Руководителей мэрии ждут в Лефортове
Сегодня состоится открытие Третьего транспортного кольца
Московские власти в последние дни перед выборами решили поднять избирателям настроение, приготовив приятный сюрприз. В пятницу состоится торжественное открытие последнего, наиболее технологически сложного и дорогого участка Третьего транспортного кольца -- Лефортовского тоннеля. Предполагается, что запланированную на сегодня церемонию посетит даже Владимир Путин. Правда, говорить об успешном завершении работы над самым дорогостоящим проектом Москвы пока рано -- «на потом» оставлены не только отделочные работы, но и ответы на многочисленные вопросы о расходовании бюджетных средств со стороны Счетной палаты Москвы и следователей прокуратуры.
Работа над сооружением Третьего кольца началась не вчера. Первые проекты относятся еще к 1935 году, реально же работа началась только в начале 60-х годов, когда был построен Автозаводский мост через Москву-реку, а также Савеловская, Рижская и Русаковская эстакады, после чего, в 80-х, строительство было практически заморожено и возобновлено лишь в 1997 году. Проект ТТК в его нынешнем виде был разработан к 1999 году, однако уже тогда вызывал вопросы у финансистов хотя бы потому, что конечная стоимость строительства постоянно менялась. Первоначально проект, рассмотренный на заседании правительства Москвы в 1999 году, оценивался в 16 млрд руб. В апреле 2000 года его стоимость составила уже 80 млрд руб., а к июлю выросла до 95 млрд. В итоге, по данным агентства Интерфакс, ссылающегося на источники в городской администрации, на строительство 36-километровой трассы ушло 4,6 млрд долл., или более 100 млрд руб. бюджетных средств.
О том, как расходовались эти средства, говорит хотя бы скандал, связанный со строительством Лефортовского тоннеля. Первоначальный проект тоннеля глубокого залегания оценивался почти в 1,5 млрд долл. Генеральный заказчик строительства уже приступил к освоению выделенных средств, когда Счетная палата Москвы вдруг обнаружила, что сметная стоимость строительства завышена минимум на 5 млрд руб. Скандал заставил прислушаться к конкурентам победившей фирмы, которые предлагали сделать тоннель менее глубоким и более дешевым. Благодаря вмешательству мэра тоннель стал односторонним, встречный поток пошел по эстакаде, а стоимость строительства снизилась почти втрое.
Впрочем, средняя стоимость ТТК все равно является своеобразным рекордом -- с учетом всех затрат стоимость одного километра магистрали превышает 100 млн долл. Неудивительно, что подобный бизнес является лакомым куском для строителей и заставляет предпринимателей обивать пороги мэрии в борьбе за городской заказ. Да и мэрия не намерена останавливаться на достигнутом: в центре, правда, решить транспортные проблемы таким образом не получится -- там возводить подобные сооружения просто негде, а вот освоить еще несколько миллиардов долларов бюджетных средств на строительстве четвертого и пятого кольца ближе к периферии вполне реально. По словам главы Управления транспорта и связи мэрии Москвы Александра Беляева, строительство четвертого и пятого кольца может быть завершено уже к 2010 году.
Сначала, правда, придется разобраться с вопросами Счетной палаты по расходованию бюджетных средств, а также претензиями следственной группы МВД РФ, которая раньше мерила ширину МКАД рулетками, а теперь решила копать глубже и пробурила в столице уже более 200 скважин, отмечая неудовлетворительное качество работы дорожников. Пока результаты расследования не обнародованы, но столичным чиновникам стоит подумать о том, что завершение строительства ТТК именно в Лефортове может стать символичным.
Александр ГУДКОВ