|
|
N°226, 03 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А теперь - 5 миллиардов долларов
ЮКОСу предъявлен новый счет
Действия властных структур в отношении ЮКОСа продолжают опровергать слова Владимира Путина, сказанные им в Риме. Тогда, комментируя намерения Минприроды начать превентивный отзыв лицензий у компании, президент заявил: «Создается впечатление, что государство ставит цель прекратить деятельность компании. Государство не может и не должно ставить такую цель». После этих слов МПР несколько умерило свою активность, однако вчера на смену природоохранному ведомству к «делу ЮКОСа» подключились налоговые органы. Они предъявили компании счет ни больше ни меньше на 5 миллиардов долларов. Претензии налоговиков помимо прочего опровергают и выдвигавшийся прежде властями тезис о том, что многочисленные претензии государства касаются «отдельных акционеров» ЮКОСа, а не компании как таковой.
Между тем, «дело ЮКОСа» стремительно увеличилось не только по инкриминируемым компании суммам, но и по уровню обсуждения. Как стало вчера известно, в понедельник вечером свою озабоченность высказал Владимиру Путину президент США Джордж Буш во время телефонного разговора. Как пояснил пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан, основная тема разговора была далека от ЮКОСа, но г-н Буш все же поинтересовался, как обстоят дела с «соблюдением норм права в России». При этом конкретно имелся в виду арест г-на Ходорковского. По словам г-на Макклеллана, Владимир Путин подтвердил свою приверженность верховенству закона. В сообщении пресс-службы Кремля о разговоре президентов ЮКОС не упоминается.
По-своему ответил американскому президенту вчера Всероссийский центр изучения общественного мнения. ВЦИОМ сообщил, что у большинства россиян озабоченность Запада событиями вокруг ЮКОСа вызывает только раздражение. Из 1600 опрошенных человек 55% считают такой интерес вмешательством во внутренние дела своей страны. При этом 43% респондентов полагают, что связанные с ЮКОСом события вряд ли могут как-то существенно повлиять на взаимоотношения западных стран и России, 28% прогнозируют их временное «похолодание» и лишь 9% считают, что они могут испортиться надолго. Также 51% либо не видит, либо затрудняется назвать возможные последствия «дела ЮКОСа». Из тех кто смог их назвать 23% полагают, что развернутая властями кампания приведет к наведению порядка и законности в сфере экономической деятельности, а 15% считают, что результатом станет ограничение притязаний крупного капитала на власть в стране. Касаясь вопроса о допустимости ареста по обвинению в неуплате налогов 39% опрошенных назвали такую меру необходимой, 29% -- только в отношении крупных неплательщиков, и лишь 16% возражают против ее использования.
Характерно, что понятие «вмешательство во внутренние дела» в случае с ЮКОСом имеет весьма условный характер. Операционную деятельность компании сейчас курирует американец Стивен Тиди, финансовым директором является американец Брюс Мизамор, а возглавляет компанию Семен Кукес - бывший советский гражданин, а ныне также обладатель американского паспорта.
Г-на Кукеса, впрочем, американское гражданство не уберегло от обвинений. Их предъявил ему скандально известный автор запроса по компании «Апатит», положившего начало всему «делу ЮКОСа», депутат Госдумы Владимир Юдин. Освободившись от своих непосредственных обязанностей в Госдуме, депутаты которой с 28 ноября заняты предвыборной подготовкой, г-н Юдин сделал последнюю попытку привлечь ЮКОС к ответу, находясь еще в статусе депутата. В своем новом запросе в Генпрокуратуру г-н Юдин указал, что сейчас в окружном суде Нью-Йорка слушается дело против руководителей и собственников ТНК, в том числе и против г-на Кукеса (до июня нынешнего года он был президентом ТНК), и «американский суд обвиняет вышеуказанных лиц в уголовных преступлениях -- рэкете (вымогательстве), угрозе физической расправы над руководителями «Югранефть», «Черногорнефть» и Norex», а г-н Кукес «уклоняется от рассмотрения дела в судопроизводстве». Дело это длится давно - вот уже несколько лет канадская Norex, которая была миноритарием нескольких дочерних компаний ТНК, обвиняет холдинг в том, что он незаконно получил контроль над этими «дочками», нарушив права мелких акционеров. В ЮКОСе заявляют, что г-н Кукес не является стороной в деле, а в ТНК говорят, что «Нью-Йоркский суд как раз сейчас решает, входит ли это дело в его юрисдикцию вообще», а до этого российские суды неоднократно выносили решения не в пользу канадцев.
Не более убедительно выглядят и обвинения налоговиков. Фактически сумма в 150 млрд рублей - это совокупность разного рода «оптимизаций», которые провел ЮКОС в пределах общих правил игры. В письме на имя генпрокурора Владимира Устинова замглавы Министерства по налогам и сборам Игорь Голиков сообщает, что ЮКОС и аффилированные с ним компании в 1998 - 2003 годах недоплатили в бюджет 150 млрд. рублей, используя незаконные, по мнению фискалов, внутрикорпоративные цены на нефть, внутренние оффшорные зоны и проводки платежей через «проблемные» банки.
Налоговики считают, что в 1998 - 1999 г.г. ЮКОС намеренно проводил платежи через проблемные банки. В результате холдинг и его дочки - «Томскнефть-ВНК» и Ангарская нефтехимическая компания недоплатили в бюджет по 2 млрд. рублей каждая. А в 2000 - 2003 годах компания незаконно получила налоговые льготы во внутренней оффшорной зоне Мордовии по инвестиционным соглашениям с властями региона. Сейчас, как сообщает в своем письме г-н Голиков, заканчиваются дополнительные проверки еще одной «дочки» ЮКОСа - компании «Юганскнефтегаз». По результатам проверки ей будут доначислены налоги на сумму в 6 млрд. руб. «Указанные начисления связаны с реализацией нефти другим дочерним компаниям ЮКОСа по ценам, более чем на 20% ниже рыночных, что позволяет налоговым органам применять в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса реальную цену нефти», -- сообщается в письме. «Исходя из сумм налогов неуплаченных через «проблемные» банки, использования трансфертных цен при реализации нефти и принимая во внимание то обстоятельство, что в результате применения схем получения налоговых льгот по «инвестиционным соглашениям» с государственными органами республики Мордовия, нефтетрейдеры ЮКОСа не уплатили налогов на сумму более 65 млрд. рублей, общая сумма неуплаченных налогов с учетом пени и штрафов, по нашим предварительным оценкам, составляет около 150 млрд. руб.», -- заявляет чиновник в своем обращении в Генпрокуратуру.
«Обвинения выглядят не очень реалистично, поскольку оптимизацию налогообложения компания проводила в рамках закона», -- говорит аналитик ИК «НИКойл» Лев Сныков, добавляя, что внутренние оффшоры будут запрещены только с будущего года (с 1 января прекращают существование внутренние оффшоры -- Ред.), а трансфертные цены до 2002 года использовали все нефтяные компании и это не являлось нарушением закона.
Представители МНС не стали подтверждать или опровергать сообщение о письме в Генпрокуратуру, сообщив лишь, что «любые выявленные министерством должники получают уведомление о необходимости уплаты начисленных налогов». В Генпрокуратуре, в свою очередь, отказались сообщить, получили ли они послание МНС. В ЮКОСе считают предъявляемые претензии некорректными. Как заявил пресс-секретарь компании Александр Шадрин, «претензии на эту сумму (150 млрд. рублей -- Ред.) не предъявлялись ЮКОСу налоговыми органами в установленном порядке». Он добавил, что сейчас в суде рассматривается дело по поводу неуплаты 6 млрд. рублей через «проблемные» банки, поскольку согласно законодательству, обязательства налогоплательщика считаются исполненными с момента предъявления в банк поручения об уплате налогов. При этом он отметил, что средства были перечислены в бюджет при ликвидации банка. Что касается региональных льгот, то они предоставлялись в соответствии с законодательством и ранее у налоговых органов не было претензий по этому вопросу. А иски в компаниям ЮКОСа по поводу использования трансфертных цен налоговики неоднократно проигрывали в суде.
Денис РЕБРОВ