Время новостей
     N°226, 03 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.12.2003
Стратегия подъездных путей
РЖД требует государственных гарантий
Железнодорожники продолжают выдвигать предложения по наполнению конкретным содержанием Транспортной стратегии страны. На прошедшей вчера пресс-конференции глава РЖД Геннадий Фадеев только обозначил свое видение проблем, более конкретно он пообещал озвучить свои предложения на Всероссийской научно-практической конференции «Транспортная стратегия России», которая пройдет сегодня в Кремле. Однако в целом все его инициативы сводятся к рассмотрению различных вариантов увеличения грузопотоков по наиболее прибыльным сырьевым направлениям.

Правительство наметило рассмотрение транспортной конституции на 25 декабря. Этот документ уже обсуждался 29 октября на заседании Госсовета, предварительно пройдя доработку в рамках рабочей группы под руководством новосибирского губернатора Виктора Толоконского. Стратегия затронет все виды транспорта, но, по мнению железнодорожников, именно они достойны наибольшего внимания. В материалах к пресс-конференции г-на Фадеева об РЖД говорится как о «ведущей компании в единой транспортной системе России, которая выполняет около 40% всего объема грузовых перевозок в стране, включая нефтегазопроводный транспорт», а без учета последнего -- более 80%.

Глава РЖД, как стало ясно из его ответов на вопросы журналистов, главную задачу стратегии видит в формировании опорной транспортной инфраструктуры. Выразив несогласие с макроэкономистами, которые считают, что направления маршрутов грузоперевозок рынок определит самостоятельно, г-н Фадеев предложил вспомнить времена Госплана, когда маршруты намечали исходя из заранее представленной проектировки размещения производственных сил. Логика РЖД заключается в том, что к 2010 году компания наметила увеличение грузовых перевозок на 47,5% (до 2,2 трлн тоннокилометров). И как следует из озвученных Фадеевым предложений, особые надежды возлагаются на строительство новых маршрутов к сырьевым зонам.

Лакомым куском для РЖД является Урал и Западная Сибирь, которые в межрегиональном обмене грузами обеспечивают 40% всех перевозок, в то время как на европейскую часть приходится всего 10%. Именно в этом регионе в основном добываются нефть и газ. «Мы уже открыли ветку Карачаево -- Новый Уренгой, ранее город нефтяников был отрезан от материка», -- напомнил г-н Фадеев и предложил построить дороги в Салехард и Ямбург.

Сибирь для железнодорожников привлекательна еще и обширной зоной хвойных строевых лесов. Ссылаясь на кемеровского губернатора Амана Тулеева, г-н Фадеев заявил, что из 25 млн кубометров леса, на вывоз которого имеются лицензии, из-за отсутствия инфраструктуры вывозится только 4 млн. Так что еще одним предложением железнодорожников является проект «Сибирского пути», который, по словам главы РЖД, будет пролегать «параллельно Транссибирской магистрали». Отдельно подготовлен проект строительства железнодорожной линии, соединяющей Центральную Россию с угольными шахтами Кузбасса, которые, по данным железнодорожников, должны увеличить добычу с 47 до 150 млн тонн.

С меньшим энтузиазмом г-н Фадеев говорил об уже начатом, но так и не доведенном до конца проекте строительства линии на Якутск, которая позволит оптимизировать режим Северного завоза. «Осталось дотянуть 330 км, но сейчас ведется поиск источников финансирования», -- сказал он. Глава РЖД не уточнял, каким образом предполагается финансировать все перечисленные проекты, однако дал понять, что на обсуждении транспортной стратегии собирается поднять вопрос о привлечении частных инвестиций.

Рассматривая в качестве примера двухлетнюю задержку строительства ветки на Чинейское месторождение железной руды, за которым далее располагаются и залежи меди, г-н Фадеев заявил, что Минэкономразвития следовало бы разобраться, почему собственник, имея лицензию, ждет и не разрабатывает месторождения. «Мне даже поступали предложения (от бизнеса.-- Ред.) провести линию и даже советовали взять кредит. Под что, спрашивается?» -- возмущался г-н Фадеев. По его словам, «государство должно участвовать в гарантиях вкладов частных компаний в развитие железных дорог». Однако то же Минэкономразвития на эту тему пока не высказывалось.

Яна ВИКТОРОВА