|
|
N°224, 01 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Какой будет Дума-2003
Агентство политических прогнозов рассадило будущих депутатов по креслам
Национальное агентство политических прогнозов (НАПП) провело исследование с целью попытаться ответить на вопрос, какой будет Дума-2003. Агентство проанализировало данные крупнейших социологических центров (ФОМ, ВЦИОМ, ВЦИОМ-А, АРПИ/РОМИР), а также собственные экспертные опросы и пришло к выводу, что конституционного большинства в парламенте партия власти скорее всего не получит. 230--250 мандатов -- вот на что может рассчитывать «Единая Россия» вместе с тяготеющими к ней депутатами-одномандатниками и представителями других партий, в том числе ЛДПР, утверждают аналитики НАПП. КПРФ вместе с сочувствующими товарищами может набрать 108--123 мандата, СПС и «Яблоко» займут примерно по 22--25 мест в Думе. Проникновение в парламент блока «Родина» по списку пока вызывает у аналитиков серьезные сомнения, хотя ими и не исключается.
Свое исследование эксперты НАПП проводили исходя из средней прогнозной явки -- 59%. Кроме того, был подсчитан некий коэффициент дисциплинированности поклонников разных политических сил. У КПРФ он составляет 0,9. Это означает, что 90% людей, которые в опросах заявляли о своей готовности голосовать за компартию, 7 декабря не откажутся от своих намерений. На второе место по дисциплинированности электората НАПП поставило «Яблоко» с результатом 0,8. У «Единой России», СПС и ЛДПР результат 0,7. Однако, по словам руководителя НАПП Марка Урнова, в оценке дисциплинированности ЛДПР допустимы погрешности, поскольку «некоторые жириновцы иногда стесняются говорить, что они жириновцы».
Итоги праймериз, проведенных неделю назад ВЦИОМ, Марк Урнов назвал любопытными, но не репрезентативными -- из-за неоднородности населения в России. Устроители «тренировочных выборов» брали за основу города, социально-демографический профиль которых соответствует среднему по России. Однако политолог утверждает, что население средних городов своим электоральным поведением сильно отличается от жителей села или, скажем, жителей республик, сильно зависимых в своих симпатиях от республиканских лидеров. «Взять набор средних городов и утверждать, что так проголосует вся Россия, по меньшей мере смело, -- считает Урнов. -- Этим выбором и объясняется такой бешеный разрыв между КПРФ и «Единой Россией». Ведь если где и брать любителей «Единой России» -- так это в средних городах, а любителей коммунистов -- на селе».
Говоря о скачке рейтинга партии власти, руководитель НАПП отметил, что он никоим образом не связан с успешностью избирательной кампании. «До августа в администрации президента был конфликт между двумя группами. Народная партия -- проект конкурентов бывшего главы кремлевской администрации Александра Волошина -- имела цель подорвать «Единую Россию». Но к августу «Единая Россия» была воспринята как единственный кандидат. Народ понял, что это партия нашего любимого президента», -- объяснил Урнов.
НАПП также дало экспертную оценку мощности и чистоте избирательных кампаний разных партий. Самыми мощными оказались кампании у «Единой России» и ЛДПР. Они же -- самыми грязными. «Загрязненной» эксперты называли кампанию СПС (из-за акции «Яблоко» без Явлинского»). Дальше -- по степени возрастания чистоты -- идут блок Партии возрождения России и Партии жизни, блок «Родина» и Народная партия. А самыми кристально чистыми оказались «Яблоко» и КПРФ.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА