Интересно, кто-нибудь рискнул бы поставить свое состояние на исход парламентских выборов-2003, если бы такой тотализатор был возможен? Но тотализатор запрещен избирательным законодательством, и более того, даже строить предположения в СМИ со вторника, то есть за пять дней до выборов, будет нельзя. Чтобы ненароком не повлиять на чистоту волеизъявления.
И вот в последний день, когда это еще разрешено, мы попросили ведущих политологов сделать окончательные ставки. Около трех месяцев назад
мы обращались к тем же людям с тем же вопросом. Их прогнозы за это время существенно изменились -- параллельно рейтингам от социологических служб. Как и в прошлый раз, мы вновь поинтересовались гипотетическими перспективами и у лидеров партий, реально претендующих на места в Государственной думе. Их амбиции, напротив, изменились незначительно.
Перемены, которые незримо совершились за неполный квартал, претендуют на звание грандиозных и даже исторических. Совсем недавно главная интрига выборов состояла в борьбе за первенство двух лидеров гонки -- «Единой России» и КПРФ. Сегодня же фаворит один -- партия "Единая Россия", которая не только занимает первое место, но и совершенно очевидно намерена (вместе с сочувствующими) получить конституционное большинство -- 300 голосов, которое требуется для изменения Конституции.
Что же такое революционное случилось за истекший период? Центристам как-то удалось понравиться тем лакомым 20% неопределившихся, на которые в начале гонки облизывались все партии? Но как? Или коммунистический электорат стал пачками изменять своим идеалам?
Или это арест главы НК «ЮКОС» Михаила Ходорковского так взорвал инерционный сценарий политического действа? Ведь именно непримиримая позиция Чубайса по «делу ЮКОСа», как комментируют эксперты, нарастила рейтинг СПС, который позиционирует себя как партия предпринимателей. Только ведь неопределившийся неопределившемуся рознь. Логично предположить, что другие одобрили арест богатейшего предпринимателя России и, естественно, резко засимпатизировали единороссам, которые ассоциируются в массовом сознании с президентом и властью, объявившими себя незадолго до выборов непримиримыми борцами с олигархами. Как, кстати, и славная дикорастущим рейтингом «Родина», которую еще недавно никто не считал заслуживающей внимания. Теперь же блок Глазьева--Рогозина всерьез рассматривается как один из кандидатов в Думу.
Определенно одно: арест Ходорковского вызвал суматоху не только на бирже, но и на кухне -- политической. Однако действительно ли народ отреагировал на арест столь повальным "одобрямсом" или механизм массового восприятия более сложен и менее предсказуем? Есть ведь и другие объяснения. Например, страх, вечный спутник благонадежности. Раз начали сажать, значит, пора бояться. Быть тише воды, ниже травы. На вопросы анкетеров (а вдруг опрос лишь прикрытие для проверки моей лояльности?!) отвечать только правильно: за «Единую Россию», конечно. А за кого респондент действительно решил голосовать, узнает только урна. И еще при такой определенности сильно меняется мотивация хождения на избирательный участок. У протестного электората она растет, а у сторонников власти, напротив, снижается.
По-иному выглядит предвыборная интрига и в отношении других партий. Если совсем недавно казавшийся непроходным блок Глазьева--Рогозина сумел набрать солидный рейтинг, то шансы Народной партии пройти в Думу партийным списком всеми оцениваются как минимальные, особенно учитывая слухи о том, что в администрации президента к «народникам» потеряли интерес. Еще вчера стабильный кандидат в Думу «Яблоко» опасно теряет голоса в пользу СПС. Вероятно, потому, что Чубайс активизировался, сделал ряд жестких заявлений и даже получил недавно уже традиционную порцию майонеза от нацболов. И теперь эксперты полагают, что балансировать на грани придется уже «Яблоку», которое только ленивый не лягнул в телеэфирах за отказ от настырных предложений правых слиться в едином порыве.
Впрочем, предвыборная неделя может кое-что еще изменить. Удачный скандал, победный мордобой, сенсационное заявление вполне в состоянии усилить общественные симпатии. Прогнозы прогнозами, но Россия непредсказуема и около избирательных урн вполне может преподнести такие сюрпризы, что даже политологи потеряют дар речи.