|
|
N°176, 22 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Чиновников станет меньше»
Недавно Госдума приняла в третьем чтении новую редакцию федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». На вопросы газеты «Время новостей» отвечает руководитель рабочей группы по разработке новой редакции закона, заместитель министра экономического развития и торговли Виталий ШИПОВ.
-- Виталий Валентинович, предполагает ли реформа местного самоуправления увеличение численности чиновников на местах?
-- Чиновников станет гораздо меньше, а не больше. Сегодня количество местных администраций в стране порядка 27 тысяч. Другой вопрос, что сегодня только 11,5 тыс. из этих местных администраций являются органами местного самоуправления. Остальные же являются чисто административно-территориальными органами управления. К примеру, в муниципальном районе существуют поселения (как административно-территориальные единицы), и в них есть администрации, которые являются лишь органами управления, но не местного самоуправления. В результате реформы у нас должно получиться в общей сложности около 24 тысяч местных администраций, которые все будут органами местного самоуправления.
-- Исключает ли новый вариант закона возможность возникновения новых нефинансируемых мандатов?
-- Он должен полностью исключить подобную ситуацию. Закон четко закрепляет за каждым уровнем власти не только полномочия, но одновременно и средства, за счет которых эти полномочия финансируются. Ведь сегодня зачастую федеральными законами на органы местного самоуправления возлагаются определенные полномочия без финансового обеспечения. К примеру, разрешается некоторым категориям населения ездить на городском транспорте бесплатно. А средств, необходимых для покрытия транспортникам этих расходов, муниципалитетам не выделяется. Новая редакция закона о местном самоуправлении обязывает, во-первых, передавать полномочия только законом, а не иными нормативными актами. Во-вторых, должен быть проведен подробный расчет средств, которые будут переданы органам местного самоуправления для реализации новых полномочий.
-- Улучшает ли закон механизм выравнивания местных бюджетов?
-- Сейчас система распределения дотаций местным бюджетам достаточно субъективна. Точнее говоря, на уровне федерального законодательства она вообще не определена. В разных субъектах эта система совершенно разная, где-то вообще ее нет, и региональные власти как хотят, так и распределяют финансовую помощь нижестоящим бюджетам. Закон предусматривает закрепление на федеральном уровне четкой формулы, по которой эта помощь будет рассчитываться.
-- Появятся ли при такой системе межбюджетных отношений стимулы для увеличения доходных частей местных бюджетов?
-- На сегодняшний день ситуация такова, что органы местного самоуправления могут создавать какие угодно условия для повышения доходов местного бюджета и находить новые доходные источники, но на доходах местного бюджета это не скажется никак. У нас нет системы межбюджетных отношений внутри субъектов федерации. В каждом субъекте ежегодно устанавливаются размеры оставляемой в распоряжении местной власти части налоговых доходов. Именно таким образом и проводится межбюджетное регулирование. И сколько будет средств на следующий год в местном бюджете, никак не зависит от того, как ты работаешь.
Теперь же и распределение налоговых доходов закрепляется на федеральном уровне, в Бюджетном кодексе. Закрепляются местные налоги, закрепляются постоянные доли отчислений от федеральных налогов, которые вообще не должны пересматриваться, если у нас не меняется налоговая система. Поэтому у мэров городов появится непосредственная возможность за счет увеличения доходов в бюджет решать социальные проблемы. Причем если по итогам года бюджетная обеспеченность муниципальных образований в два раза превысит средний уровень бюджетной обеспеченности по субъекту, то эти средства полностью остаются в распоряжении местных властей. От превышения более чем в два раза будет забираться 50% от дополнительного дохода. Это означает, что каждый год можно будет увеличивать свои доходы еще на 50%.
Это очень сильный стимул, который создает заинтересованность органов местного самоуправления в увеличении доходов территорий с развитием промышленности и поддержке малого бизнеса, но при этом если не установить лимит превышения доходов, некоторые муниципальные образования будут купаться в деньгах, а некоторым будет просто ни на что не хватать. Если у них оставлять все доходы, они будут сверхпрофицитными. Это неправильно. Потому что их сверхдоходы не зависят от результатов труда.
-- Планируется ли по новой редакции закона создание местных органов правопорядка?
-- Действительно, планируется создание муниципальной милиции. Другое дело, что в ныне действующем законе в компетенцию местных властей уже входит обеспечение общественной безопасности граждан. Это диктуют нормы Конституции, закрепившие вопрос общественной безопасности именно за местной властью. Однако полномочий на то муниципалитеты не имеют и занимаются вопросами общественной безопасности региональные подразделения МВД.
Правда, введение муниципальной милиции произойдет еще не скоро, спустя год-два со дня вступления в силу нового варианта закона о местном самоуправлении. Вся конкретика по созданию муниципальной милиции будет содержаться в новом законе о милиции, разработка которого находится в завершающей стадии.
-- Закон предусматривает одновременное принятие большого количества дополнительных нормативных актов. Не растянется ли их принятие на долге годы и не задержит ли вступление закона в силу?
-- Не задержит, так как в переходных положениях закона оговорены конкретные сроки, в течение которых должны быть внесены изменения в прочие нормативные акты, -- до 1 января 2006 года.
-- Как сможет почувствовать преимущества новой системы местного самоуправления рядовой человек?
-- Каждый гражданин сможет сам влиять на принимаемые на местном уровне решения, от которых зависит каждодневная жизнь каждого человека, его удобство и комфорт. Каждый сможет узнать, на что тратятся средства местного бюджета, бюджеты обязательно должны будут публиковаться.
-- Где гарантии того, что новый закон повысит эффективность органов местного самоуправления?
-- Это будет достигаться сочетанием нескольких подходов. С одной стороны, это четко закрепленные за местными властями полномочия, не как возможность, а как обязанность. С другой стороны -- система финансирования для их исполнения. С третьей -- ответственность за невыполнение. Три компонента создают новую систему.
Пока что многие полномочия дублируются у всех трех уровней власти. Ответственности может не нести никто. Сейчас эти полномочия станут обязанностью, за которую предусмотрена ответственность. Раньше фактически это было право: по действующему с 1995 года закону о местном самоуправлении существует масса полномочий, которые вообще никем не исполняются. Одно из самых главных условий местного самоуправления -- наличие местных бюджетов. Из 11,5 тыс. муниципальных образований своих бюджетов не имеет почти половина (48%) и живут они по смете. Около трети не имеют вообще в муниципальной собственности ни объектов здравоохранения, ни объектов образования, ни объектов культуры.
-- Улучшился ли закон после внесения в него поправок Госдумой?
-- Ко второму чтению было подготовлено около 6,5 тыс. поправок, над ними рабочая группа Госдумы трудилась почти три месяца. Из немногих рекомендованных рабочей группой к принятию поправок ободрены практически все, они улучшили законопроект. Перед третьим чтением помимо замечаний правового управления в закон была внесена одна очень существенная поправка. Дело в том, что во втором чтении одной из последних была принята поправка, сдвигающая на год, с 2005 на 2006, проведение всех подготовительных мероприятий, необходимых для вступления закона в силу. При этом срок введения закона оставался прежним, 1 января 2005 года. Эта коллизия была устранена, и теперь и закон, и сопутствующие ему изменения будут вводиться с 2006 года.
Беседовала Ирина СКЛЯРОВА