|
|
N°170, 12 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Понимание неизбежности
Минтранс строит коридоры из Европы в Азию
Необыкновенное скопление министров транспорта отмечается в эти дни в Санкт-Петербурге. Главы 30 соответствующих ведомств из разных стран съехались на открывшуюся здесь вчера третью Евроазиатскую конференцию по транспорту. Еще десять национальных делегаций, как сообщил во вступительном слове хозяин встречи российский министр Сергей Франк, прибыли под руководством своих заместителей министров.
Для России, которая была инициатором Евроазиатских конференций шесть лет назад, смысл проведения этих мероприятий состоит в пропаганде собственной территории и транспортной инфраструктуры как конкурентоспособного транзитного канала для коммерческих грузопотоков между Западной Европой и Восточной Азией. Российский Минтранс активно участвует во всех проектах международных транспортных коридоров, которые можно протянуть через нашу страну. "Все более и более нарастает понимание неизбежности коридора из Европы в Азию, -- с удовлетворением констатировал вчера по этому поводу министр Сергей Франк, -- и понимание, что традиционный путь между ними по морю не является единственным, он имеет свои ограничения". Сейчас львиная доля грузов между двумя центрами экономической мощи путешествует на кораблях, через Суэцкий канал и Индийский океан. Стратегическая цель Минтранса состоит в том, чтобы привлечь хотя бы несколько процентов этого грузопотока на транзитные российские маршруты.
Соседние страны воспринимают эту перспективу достаточно серьезно, о чем свидетельствовало вчера присутствие в Таврическом дворце Санкт-Петербурга многочисленных национальных делегаций, представителей профильных подразделений ООН и комиссара ЕС по транспорту Лойолы де Паласио. Корреспонденту газеты "Время новостей" г-жа де Паласио сказала, что строительство транспортных коридоров через Россию в Единой Европе рассматривается как дело, соответствующее интересам Европы.
Сергей Франк предусмотрительно разъяснил, что "конференция -- это не бизнес-переговоры, не место, где подписывают контракты, а место для серьезной работы". Тем не менее в обтекаемых концептуальных выступлениях делегатов явственно просматривались соответствующие национальные приоритеты. Сергей Франк одной из ключевых тем своего выступления сделал тему Калининграда и нежелательности возникновения в этой части Европы "бумажного барьера, не менее страшного, чем железный занавес, от которого мы совсем недавно избавились". Лойола де Паласио деликатно указала, что Европу на данном этапе острее всего заботит интеграция и модернизация транспортных сетей Восточной Европы (хотя, разумеется, Россия -- это тоже очень важно и перспективно). Иранский министр Ахмад Хоррам выступил с несколько неожиданными для официального представителя самой исламской на свете республики идеями: "Запад и Восток, игнорируя друг друга и действуя в одиночку, никогда не смогут реализовать свои национальные интересы", -- заявил г-н Хоррам, отметив затем, что Иран предлагает себя в качестве транзитного коридора между Европой, арабскими станами, Индией и Китаем.
Накануне официального открытия конференции Сергей Франк принимал в Константиновском дворце Санкт-Петербурга своих коллег из стран -- членов Шанхайской организации сотрудничества: Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Как он сообщил, в практическом плане речь шла прежде всего о модернизации транспортной сети Средней Азии. На другой день, уже один на один, Франк обсуждал ремонт дорог с министром из Афганистана.
Вчера же Франк встречался с представителями стран, участвующих наряду с Россией в соглашении о развитии международного транспортного коридора (МТК) "Север--Юг", -- Индии и Ирана. Как и обещал министр, урожай соглашений на конференции не был чрезмерным. Одним из самых заметных документов стало подписанное вчера соглашение о присоединении к договору об МТК Белоруссии и Казахстана. По словам министра, подготовительные процедуры к присоединению проходят еще Сирия, Оман и Таджикистан.
Михаил КУКУШКИН, Санкт-Петербург