|
|
N°230, 15 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тот, кто делает шоу
Главным героем уходящего телегода безусловно стал Леонид Парфенов -- журналист и шоумен, выступивший в неожиданной роли Чацкого на балу у Фамусова. Пламенная речь обычно аккуратного в выражениях Парфенова на церемонии вручения премии имени Владислава Листьева всколыхнула дремлющее общественное сознание не столько своим содержанием, сколько самим фактом ее произнесения. Журналистское сообщество бурно обсуждало это революционное событие в течение нескольких недель и ждало развития событий. Кто-то даже домечтался до того, что наше ТВ наконец-то коллективно прозреет, покается и подаст в отставку. Ничего этого не случилось. Ни на одном федеральном канале выступление Парфенова не показали, даже отважная Марианна Максимовская не удостоила сей факт хотя бы короткого упоминания. Никаких дальнейших шагов не предпринял и сам Парфенов -- его программа «Какие наши годы» продолжает выходить на «Первом канале» под градом еженедельной критики и падающих рейтингов. Такого поверхностного, гламурного, пошлого и необаятельного продукта известный мастер, пожалуй, не выпускал никогда. Ряженая массовка, картонные интерьеры, неловкие диалоги с приглашенными гостями, пересыпанные фальшивыми улыбками, банальными рассуждениями о серьезных, а подчас и трагических событиях, вызывают стойкое отторжение и неловкость. И неестественное дрыганье ведущего в кадре только эту фальшь подчеркивает.
Но есть в телевизоре люди, которые с готовностью делают шоу из собственной жизни. Самопровозглашенный король поп-музыки Филипп Киркоров, в приступе бешенства избивший сотрудницу «Первого канала», в течение всей недели отмывался от скверны весьма своеобразным способом. Филипп-самозванец добровольно сдался в психушку и, облачившись в голубую больничную пижаму, предстал перед Андреем Малаховым в роли раскаявшегося грешника. Филипп рыдал, завывал, молил, каялся, жаловался на жену, на ее любовника, на проклятых журналюг, на Баскова, на конец года и клялся «принести компенсацию». Филипп, как рыдающий по зарезанному Берлиозу Коровьев, упивался своими антрепризными страданиями, но нужного эффекта не произвел. Народ его осмеял.
Шоу Владимира Путина произвело фурор уже на международном уровне -- когда наш одаренный на все руки премьер вскочил на сцену во время благотворительного мегавечера в Санкт-Петербурге, мало кто мог предположить, что он собирается делать. Ведь ни реактивных самолетов, ни пушистых тигрят, ни маленьких детей с голыми животами рядом не наблюдалось. На сцене был джазовый оркестр и роскошный рояль. Путин сыграл на рояле и спел под оркестр. Ошалевшие от восторга звезды -- от Депардье до Шарон Стоун -- устроили русскому вождю настоящую овацию. Исполнение на английском языке культовой джазовой мелодии в небрежной манере Фрэнка Синатры отныне поставило Путина в один ряд с саксофонистом Биллом Клинтоном и реабилитировало российскую политическую элиту после управления оркестром предыдущим президентом. Интеллектуальный триумф Путина -- его телемост с Ларри Кингом. В отличие от памятного первого интервью, случившегося после трагедии «Курска», в котором тогдашний президент выглядел недобрым, недалеким, амбициозным и нервным, эта встреча явила миру человека-победителя с большой буквы. Действующий же президент Медведев во время исполнения им послания Федеральному Собранию на фоне премьера выглядел весьма уныло. И по реакции высокого собрания -- парламентарии и сенаторы откровенно скучали, зевали, переговаривались -- можно было в который раз понять, кто в нашем доме хозяин. Телевизор, несмотря на свою предсказуемость и заданность, по-прежнему выступает лакмусовой бумажкой для тех, кто в него попадает: кто умеет делать шоу, тот и король.
Ксения ЛАРИНА, «Эхо Москвы»