|
|
N°230, 15 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опопсение ностальгии и популяризация науки
На переправе из осени в зиму наше телевидение пыталось устроить себе перезагрузку и в развлекательном эфире, и в общественно-публицистическом. Новых идей пока маловато. Создается впечатление, что постоянство интересов и приемов ТВ -- это завуалированная идеология. Например, очевиден и даже назойлив курс на ностальгическое умиление советской эпохой.
Продолжается нещадная эксплуатация советской популярной культуры. Рецепт незамысловат -- взять какой-нибудь шедевр советского периода, можно несколько шедевров, можно кучу шедевров, и попытаться их обсудить или даже варьировать, заодно дав работу ныне живущим артистам.
И «Стиляги-шоу» с Максимом Галкиным на «России 1», и проект НТВ «Русский Голливуд», обращаясь к советскому искусству, производят обкатку медийных лиц, с которыми каналы планируют работать. Допустим, если в сюжете о «Бриллиантовой руке» появляется Сергей Пенкин, можно быть уверенным, что рано или поздно он возникнет в другой программе, в более солидных порциях. Проект Леонида Парфенова «Какие наши годы» занимается примерно тем же, только более деликатно. Смешно, что и тут без блистательной комедии Леонида Гайдая не обходится, и даже сцену выбирают одну и ту же. Мысль у разных теледеятелей работает шаблонно, а это гораздо хуже намеренного заимствования. Из темы, которую талантливый журналист когда-то развивал в «Намедни», на «Первом канале» создают шоу, где все приблизительно, все ненастоящее. Это ощущает всякий, кто хотя бы чуть-чуть застал советский период.
После низовой эстетики сериала «Любовь на районе» на ТНТ спустились еще на этаж -- в сериале «Реальные пацаны» (сценарист Антон Зайцев, режиссер Жанна Кадникова). В том еще можно было узнать в героях полноценных людей. В новом проекте эту грань создателям удалось миновать. Любопытно, что демонстрация абсолютно одноклеточных существ, насквозь придуманных, выдается уже не просто за реализм, но за документальность. Через прием видеозаписи, которую периодически ведет один из героев, как бы общаясь с потенциальными зрителями. И в этом сериал довольно точно улавливает тенденцию нашей эпохи -- мания самозапечатления овладевает самыми широкими массами. Кто был ничем, тот уже не устраивает революции, но бежит сниматься в телепрограммах, хватается за камеру или заполняет собой Интернет.
С очередным интересным сюжетом выступил Павел Лобков на НТВ. В его «Жизни без боли» достигнут симбиоз научных и общественных проблем. Боль показана в своей двойственности, в том числе как сигнальная система, оберегающая человека. Однако наряду с признанием ее необходимости фильм Лобкова выходит на актуальную тему, которой наше телевидение, по-моему, еще не касалось, -- он доказывает необходимость обеспечить наркотическими препаратами пациентов, страдающих от невыносимой боли.
Екатерина САЛЬНИКОВА, «Частный корреспондент»