|
|
N°230, 15 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Если бы не Жванецкий...
В этом календарном году бурно развивались три канала -- «Культура», «Петербург. 5-й канал» и НТВ. На мой взгляд, это победители, промежуточные лидеры. «Культура» -- пример того, как можно заниматься модернизацией без революции, как обновляться радикально, не отвергая лучшее из достигнутого. Главный редактор Сергей Шумаков проводит тонкую настройку, и пока у него получается. В отличие от больших федеральных каналов новые программы здесь даже при первой неудаче не снимаются с эфира, а доводятся до ума, без шараханий и суеты. Так случилось с «Нескучной классикой», «Пресс-клубом», «Культом кино», частично с «Магией кино». Дискуссионный формат стал глубже с появлением программы «Смотрим... Обсуждаем...», а передачи Романа Виктюка и Артемия Троицкого добавляют изюминку. Еще раз отмечу знаковый документальный цикл «Отдел» Александра Архангельского, спорный, но очень важный по содержанию. Всегда интересны новые работы Анатолия Смелянского, а «Линия жизни» бессменно ярко проявляет личность.
«Петербург. 5-й канал» -- эксперимент современного умного ТВ на общедоступном фоне. Сюда же можно отнести программу Андрея Макарова «Справедливость» (РЕН). То, что случилось со «Справедливостью», абсолютно несправедливо. Член «Единой России» г-н Макаров, оказавшись на телевидении, обнаружил смелость и нетривиальность, но в результате оказался последним романтиком. А казалось, что для г-на Ковальчука не может быть преград, и если он решил делать гражданственное ТВ, то ему сам черт не брат. Но после острой передачи о милиции-полиции, которая так и не вышла, глава холдинга отыграл назад. А главный менеджер Александр Роднянский, такой весь из себя либерально-демократичный, к сожалению, умыл руки, не отстоял своего протеже, не поборолся за него, а просто отошел в сторону. Ну и его отошли.
С 5-м каналом может возникнуть та же ситуация, если придут новые менеджеры и все поменяют. Пока этого не случилось, отмечу программу «Суд времени», ставшую, по-моему, одной из лучших в нулевых годах. Правда, проект конечен, потому как нельзя в эпоху Wikileaks и вообще Интернета все время выражаться эзоповым языком и вечно обращаться назад в историю. Это очень важно, конечно, но формат требует обновления, разговоров о сегодняшнем. Хотя в этом случае опять на пути встанет цензура.
НТВ весь сезон бурлит, выдает на-гора все новые и новые проекты. Сверхоперативное, авангардистское «Центральное телевидение», в целом всегда актуальные «НТВшники», набирающий «Честный понедельник», новые развлекательные программы «Музыкальный ринг НТВ» и «Русский Голливуд». Очень хорошие работы ведущих Вадима Такменева, Антона Хрекова и репортера Алексея Кудашова. С другой стороны, НТВ остается верен себе и может опошлить все что угодно. Так случилось с бенефисом Людмилы Гурченко, с фильмом к юбилею Нонны Мордюковой. Ну а заказуха на Лужкова и Лукашенко -- это песня! Зато радуюсь за старую добрую «Школу злословия». Дуня Смирнова и Татьяна Толстая -- освобожденные женщины нашего телевизионного Востока приглашают кого хотят, беседуют о чем хотят, а на рейтинги просто плюют. Им разрешено, и слава богу и Владимиру Кулистикову.
У остальных же каналов в большей или меньшей степени наблюдается застой. Но если на «Первом» от добра добра не ищут (хотя и могли бы!), то на «России», к сожалению, новые программы выглядят порой довольно провинциально. Если бы не ежемесячный Жванецкий и местами Соловьев, уважаемый госканал совсем бы законсервировался.
Александр МЕЛЬМАН, «Московский комсомолец»