|
|
N°230, 15 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Романтизм Конституции
К концу календарного года стало понятно, что никакой содержательной «перезагрузки» на телевидении так и не произошло и, судя по всему, этого не случится до конца сезона. Обыденность эфира была особенно заметна на фоне нетелевизионных (Кущевская, беспорядки в Москве), общественно-телевизионных (речь Леонида Парфенова), внутрителевизионных (вручение «ТЭФИ» Манане Асламазян) и индустриальных событий (наконец-то официальное подтверждение того, что частным пакетом акций «Первого» владеет Роман Абрамович).
Новое на традиционном телевидении проклевывается без прорывов, вне тенденций и вне направлений. Безусловное достижение праймового вещания НТВ -- передача «Центральное телевидение» с Вадимом Такменевым. Это информационное шоу как пазл, который можно сложить и разобрать на элементы, каждый закончен, огранен, иногда живописно изыскан, иногда эмоционально вызывающ. Все вроде пунктиром, стремительно, мазками, а картина происходящего складывается. Синкопированность лиц, тем, сюжетов не мешает, программа становится модной. Можно смотреть «ЦТ» целиком, а можно и по частям (вполне пригодный формат для сетевого отложенного или, наоборот, анонсирующего смотрения).
Из «вечного»: проект «Академия» на «Культуре», там же программа «Смотрим... Обсуждаем...» с Владимиром Хотиненко (хорош увлекающийся ведущий, и любопытна кинематографическая, удивительно неэнергичная, даже архаичная в мыслях молодежь) и «Тем временем» с Александром Архангельским (особенно выпуск с разговором про философию, которую, кажется, невозможно обсуждать в упрощенном и уплощенном формате, но эта попытка удалась). Не утратили блеска «Прожекторперисхилтон» и «Большая разница»; лихорадит «Познера» (в выпусках с Гребенщиковым, Левадой ведущий не был на волне со своими героями); устаревшим по форме и зрелищно целлулоидным выглядит проект «Какие наши годы». Любопытен с точки зрения попадания в актуальность сериал «Реальные пацаны» на ТНТ, а также документальная линейка этого канала.
Обращает на себя внимание телеканал «Дождь», который больше смотрят в Интернете, чем на платформе НТВ+. Живой, экспериментальный, с неопределенной концепцией, «Дождь» раздражает традиционных телевизионщиков своей неформатностью (и свойскую студийность этому каналу в общем уже пора бы преодолеть). Сетевое сообщество радуется непричесанному прямому эфиру, куда могут прийти очевидцы и участники происходящего «здесь и сейчас». С просветительской точки зрения проект «Конституция» на «Дожде» кажется важной попыткой преодоления цинизма и общественной апатии, романтическим напоминанием о гражданских правах (статьи Конституции России в эфире уже два месяца читают писатели, журналисты, общественные деятели, в том числе Е. Боннэр и М. Ходорковский).
О разделенных информационных потоках (большой телевизионный -- для традиционного «диванного зрителя», и немассовый несепарированный -- для пользователей Сети и читателей газет), а также о главных героях наших новостей, как о «дорогих покойниках», вполне исчерпывающе сказал Леонид Парфенов на вручении премии им. Влада Листьева. Премия, видимо, должна была стать «телевизионным Нобелем»: признанные профессионалы бесспорному лауреату вручают премию имени бесспорного символа революционного (романтического и трагического одновременно) новейшего телевидения. Безупречно не получилось. Видимо, это тоже знак. И для времени, и для телевизионной корпорации.
Анна КАЧКАЕВА, радио «Свобода»