|
|
N°230, 15 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эпилог румынской драмы
Чету Чаушеску перезахоронили по-христиански
Родственники погребенных на Гражданском кладбище Генча в Бухаресте бывшего румынского президента Николае Чаушеску и его супруги Елены, занимавшей до казни второе место в партийно-государственной иерархии социалистической Румынии, на днях перезахоронили их по христианскому обычаю недалеко от того места, где они были погребены порознь. Произошло это после того, как на минувшей неделе Институт судебной медицины Румынии подтвердил подлинность останков.
Трупы диктатора и его жены были подвергнуты эксгумации 21 июля этого года. На этом настояли Валентин Чаушеску, единственный из трех оставшихся в живых детей диктатора и его жены, и Мирча Опрян -- муж их покойной дочери Зои. Процедура опознания по ДНК должна была развеять слухи о том, что на кладбище Генча была захоронена не бывшая президентская чета. Сомнения вызывала обстановка секретности, сопутствовавшая перевозке и погребению трупов в конце декабря 1989 года, после того как Николае и Елену Чаушеску расстреляли в воинской части в городе Тырговиште в 100 км от Бухареста.
Тогда «похоронная комиссия» состояла из Джелу Войкана-Войкулеску, одного из лидеров «Фронта национального спасения», и нескольких офицеров из минобороны. Ни одной записи о таинственном захоронении в ту декабрьскую ночь в архивах кладбища не осталось. Это стало главным препятствием, мешавшим Зое Чаушеску добиться через суд эксгумации тел родителей. Зоя Чаушеску умерла в 2006 году, ее тяжбу продолжили брат и муж, которым в этом году удалось по суду приобрести в собственность оба участка с захоронениями.
После эксгумации Мирча Опрян не сомневался, что нашел останки тестя и тещи: на пальто и ботинках Николае Чаушеску он увидел следы от пуль. Казненных похоронили не по-христиански: тела не обернули в полотно, а просто положили на опилки, головы не были обращены на восток, что противоречило традиции. Теперь все исправлено, супруги навечно упокоены вместе.
25 декабря 1989 года, в день Рождества, импровизированный революционный трибунал постановил расстрелять 71-летнего диктатора с 73-летней супругой, что и было немедля сделано. Обвинения им предъявили чудовищные -- «геноцид румынского народа» (уничтожение 60 тыс. человек не было ничем подтверждено) и «подрыв национальной экономики». Теперь организаторы суда и исполнители приговора считают, что надо было не спеша организовать настоящий справедливый процесс.
Но решение о казни в какой-то степени было вынужденным и дало эффект: после расстрела стрельба в Бухаресте и других городах сразу прекратилась. Официальная версия того времени гласит, что сторонники диктатора отказались от сопротивления. Впрочем, большинство свидетелей тех событий и историков сходятся в том, что сторонников у Чаушеску в тот момент не было.
Существует ли в Румынии ностальгия по «временам Чаушеску»? Да, особенно среди людей пожилого возраста и, как ни удивительно, среди части молодежи, не познакомившейся на личном опыте с лишениями, которыми были отмечены последние годы «золотой эпохи гения Карпат». Произведенные на днях опросы показывают, что 45% румын считают коммунизм «хорошей, но плохо примененной к жизни идеей». Эти настроения подогревают хаотичные меры нынешних властей по преодолению экономического кризиса, приведшие в уходящем году к заметному снижению доходов людей.
Вячеслав САМОШКИН, Бухарест