Время новостей
     N°229, 14 декабря 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.12.2010
Не спи, не спи, художник
Закончился фестиваль современного танца «Цех»
Основу «русской» программы этого года (что следовала после программы французской) составляли премьеры прошлого сезона, которые можно было увидеть в Москве и ранее. Единственным исключением стал спектакль, завершающий программу, -- «Спящая красавица» в постановке Татьяны Багановой. Худрук театра «Провинциальные танцы» пообещала «скорее инсталляцию, чем спектакль», и не слишком большой зал Центра имени Мейерхольда оказался забит так, как и не снилось гостям-французам. Люстры там, как известно, нет, но народ гроздьями свисал с балкона, за перегибающихся через ограждение студентов-энтузиастов становилось страшно.

Влюбленной в сочинения одного из лучших хореографов страны публике этот самый хореограф представила вещь некоторым образом удивительную. То есть настолько непохожую на прежние творения, что без подписи автора ни один эксперт ее бы не опознал.

Никогда прежде Баганова не делала ничего «спортивного». «Спящая красавица» же явно выросла из впечатлений от олимпийских трансляций. Герои спектакля одеты в наряды, похожие на костюмы фехтовальщиков, -- все в белом, легкие латы на груди, сетчатая маска на лице. Нет, конечно, на спортсменов они похожи только наполовину -- на верхнюю половину; ниже пояса на молодых людях лишь щиток, закрывающий важнейший орган, да прозрачные колготки, перетянутые кокетливой ленточкой. Двигается маленькая бесштанная толпа при этом не как шпажисты или саблисты, а как спортсмены, занимающиеся спортивной ходьбой, -- деловитая, увалистая, смешная походка. Этаким переваливающимся и быстрым шагом они ходят по кругу и пересекают сцену из кулисы в кулису. Еще присутствует акробатика -- как на ковре, так и с использованием снарядов; правда, снаряд тут не олимпийский, эта «мельница» более похожа на страшилку из голливудских фильмов -- сверху вертятся лопасти вентилятора, снизу крутится вал катка, и артисты с разбегу проскальзывают меж этими двумя штуковинами...

Вы еще помните, что спектакль называется «Спящая красавица»?

Первые полчаса, когда шли только спортивные упражнения, казалось, что спектакль просто заменили, но публике об этом не сообщили. Потом один из танцовщиков нарочито омерзительным голосом начал рассказывать вслух классическую сказку. И тут как-то выделились герои: принцесса (ловкая девушка в белом), принц (недотепистый юноша в белом же -- впрочем, у всей труппы наряды светлые, но какие-то непростиранные) и, вероятно, злая фея (массивная девушка в сером). Злая фея смотрела на девицу с каким-то таким нездоровым блеском в глазах, так ее подманивала и манипулировала ею, что прорисовывался какой-то просто тюремный сюжет -- хозяйка камеры и новенькая, попавшая за решетку. Но даже эта проявившаяся история (что, возможно, могла заинтересовать какую-то часть аудитории) была проброшена впопыхах -- к девушке быстро прибежал мальчик, они дружно подняли руки в победном жесте, изобразив букву «V», и удалились в кулисы. Впрочем, может, это им опять же приснилось, как предыдущая спортивная трансляция, потому что в финале на сцене неожиданно оказалось два трупа, а колдунья торжественно стояла на авансцене, и на ее платье (оно же -- ширма для кукольного театра) толпились деревянные куклы. То есть ситуацией вроде бы командовала эта мрачная дама.

Неожиданная растренированность труппы. Неловкость, недогляд во всем -- ну вот буквально до того, что колготки на артистах морщатся, как на детях, которых скоренько одевала небрежная няня в детсаду. Однообразная и пробивающая череп музыка (никакого Чайковского, фонограмму соединили из сочинений аж пяти современных композиторов, задействованы были четыре американца и один наш творец). Почему все это «Спящая красавица»? Неужели это Баганова? Недоумение и печаль.

Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Танец