Сегодня, когда в Москве на саммите ОДКБ будут снова обсуждать, как усовершенствовать механизм кризисного реагирования, исходя из опыта июньских событий этого года в Киргизии, президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана внимательно будут слушать своего киргизского коллегу Розу Отунбаеву.
Очевидно, что на этот раз, в отличие от своего выступления на
саммите ОБСЕ в Астане 1 декабря, г-жа Отунбаева будет более суеверной и поостережется сообщить о «сформированном на сегодняшний день коалиционном парламентском большинстве и вынесении на следующий день на утверждение парламента состава правительства, премьер-министра и спикера». 2 декабря эта коалиция развалилась
(см. «Время новостей» от 6 декабря), и президент Киргизии поручила формировать коалицию еще одному своему бывшему соратнику по Социал-демократической партии (СДПК), а ныне лидеру партии «Республика» Омурбеку Бабанову. Вручая ему мандат, Роза Отунбаева озвучила свои партийные предпочтения при формировании правительства: «Учитывая факт тесной прочной связи «Республики» и СДПК, что составляет готовое звено цепи, а время не ждет, и мы не можем злоупотреблять терпением нашего великодушного кыргызского народа...»
Этот недвусмысленный сигнал был воспринят однозначно: вторая попытка создания коалиции должна стать клоном первой, ее костяк должны составить те же партии. Более того, во фракции СДПК уверенно стали заявлять, что и на этот раз на пост премьера должен претендовать ее лидер Алмазбек Атамбаев. Однако спустя неделю интенсивных консультаций, которые проводит Омурбек Бабанов с лидерами всех парламентских партий, а все они между собой, снова дала о себе знать сшибка амбиций ведущих киргизских политиков. Это привело к определенному сдвигу в их настроениях.
Во-первых, стало ясно, что реинкарнации «революционной» коалиции не получится хотя бы потому, что третьей входившей в нее партии «Ата-Мекен» не удастся выдвинуть своего лидера Омурбека Текебаева на пост спикера парламента. Как заявил вчера лидер оппозиционной партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов
(на снимке), несмотря на то, что Текебаев «безусловно, достоит быть спикером, закон «О регламенте Киргизской Республики» повторного выдвижения не допускает». Напомним, что г-н Текебаев не получил поддержки парламента 2 декабря при выдвижении его кандидатуры на эту должность.
Во-вторых, как и ожидалось, снова возникли противоречия в уже «готовом звене цепи» СДПК -- «Республика», где каждый из лидеров, Атамбаев и Бабанов, примеряет премьерское кресло. Впрочем, вчера впервые появились сигналы, что «ради движения Кыргызстана вперед» в СДПК «не будут делать трагедии» из того, что Атамбаев не возглавит правительство, и даже из того, что сама партия не войдет в коалицию. Хотя сложно себе представить готовность г-на Атамбаева к подобному политическому смирению, необходимо отметить важность появления информационного вброса на эту тему, что ранее казалось невозможным.
В-третьих, в киргизской элите вызрело понимание того, что устойчивая коалиция большинства в нынешнем парламенте, где представлены пять партийных фракций, может быть только четырехпартийной. Это возможно, если в коалицию войдут оппозиционные «Ар-Намыс» и «Ата-Журт». Но при таком раскладе оппозиция будет уже доминировать в коалиции, поскольку у нее будет больше депутатских мандатов, и по существу перестанет быть оппозицией. Подобный расклад не может устроить таких политиков, как Атамбаев, и они скорее всего попытаются взять в коалицию только одну оппозиционную партию, предложив ей в качестве призового бонуса пост спикера парламента. На это может клюнуть один из лидеров «Ата-Журт», поскольку эта партия изначально не претендовала на премьерское кресло.
С другой стороны, как еще раз подтвердил Кулов, на этот пост премьера претендует партия «Ар-Намыс», которой не нужна должность спикера в парламенте. Вчера многоопытный экс-премьер, экс-глава различных министерств, экс-губернатор и экс-мэр, пользующийся поддержкой Москвы и Астаны, Феликс Кулов прямо дал понять, что готов возглавить правительство. Он заметил: «Нужно рассматривать ситуацию с позиции, что может сделать тот или иной кандидат для страны. Какие, допустим, в качестве премьер-министра политик может привлечь инвестиции, какой к данной персоне уровень доверия у международных доноров, партнеров, какие у него деловые контакты. Все это имеет значение».
Однако маловероятно, что Кулову будет предложено возглавить правительство при нынешней попытке «Республики» сформировать коалицию, даже несмотря на вчерашнюю его встречу с Бабановым, в ходе которой два политика обсуждали «ключевые моменты» создания коалиции. Такая перспектива откроется не раньше, чем будут исчерпаны все президентские мандаты и созданием коалиции займется сам парламент. Если же провалится и эта попытка, в Киргизии придется проводить новые выборы. Кажется, эта идея нравится и некоторым политикам из «революционной коалиции», рассчитывающим улучшить свои результаты по сравнению с выборами двухмесячной давности.