|
|
N°226, 09 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эпистолярное наступление
Грузия послала Западу обещания мира
К очередному, 14-му раунду Женевских дискуссий по безопасности на Кавказе, который состоится через неделю, 16 декабря, Тбилиси, Сухуми и Цхинвали впервые подходят с заявлениями о том, что они не собираются воевать друг с другом. Президент Грузии Михаил Саакашвили в конце ноября в выступлении в Европарламенте в Страсбурге и в начале декабря на саммите ОБСЕ в Астане заявил, что не будет воевать за возвращение «20% оккупированных территорий», как в Тбилиси называют Абхазию и Южную Осетию после признания независимости этих республик Россией. Заодно грузинский лидер публично призвал Москву к диалогу.
На днях пресс-спикер президента Грузии Манана Манджгаладзе сообщила, что соответствующие обязательства Грузии в письменном виде направлены руководству ОБСЕ, НАТО, ООН, Евросоюза, а также президенту США. Барак Обама провел переговоры с Михаилом Саакашвили на полях саммита Североатлантического альянса в Лиссабоне. Спустя несколько дней после той встречи грузинский лидер впервые объявил европейским депутатам, что не будет воевать. Вслед за этим президенты Абхазии и Южной Осетии -- Сергей Багапш и Эдуард Кокойты заявили, что «не будут применять силу или угрозу силой» против Грузии. МИД России заявил, что теперь может быть открыта «перспектива решения ключевого вопроса Женевских дискуссий -- о полноценном юридическом закреплении режима неприменения силы между Тбилиси и Цхинвали, Тбилиси и Сухуми». Впрочем, перспективы заключения подобного соглашения туманны, так как Грузия готова подписать его лишь с Россией.
Москва участвует в проводимых после военных действий 2008 года встречах в Женеве наряду с посредниками из Вашингтона, ОБСЕ, ООН и ЕС. В Тбилиси осознают необходимость переговоров с Россией и надеются, что уверения в миролюбии намерений Грузии убедят Запад оказать более решительное давление на российскую сторону. Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе предположил, что Россия, которая в нежелательном для себя свете «повсеместно на Западе сталкивается с грузинским вопросом», будет вынуждена в итоге сесть за стол переговоров. При этом, как считает глава грузинской дипломатии, их «предстоит начать раньше, чем этого кто-либо может ожидать».
Для переговоров с Россией Грузия уже разработала свою повестку дня -- это «деоккупация», которая подразумевает вывод российских военных из Абхазии и Южной Осетии и безопасное возвращение туда беженцев. Также речь должна идти о вводе международных наблюдателей в Абхазию и Южную Осетию. Однако в настоящее время Грузия выражает разочарование «асимметричными ответами» России на свои инициативы -- так оценил МИД Грузии размещение в Южной Осетии российскими военными систем залпового огня «Смерч». О другой «российской провокации» сообщило МВД Грузии, задержавшее исполнителей нескольких терактов на территории страны, в том числе взрывов у посольства США и офиса оппозиционной Лейбористской партии. По данным правоохранительных органов, поставлял взрывчатку и оплачивал «работу» некий «майор Евгений Борисов», который служит на российской военной базе в Абхазии.
«Грузинские инициативы дипломатически выигрышны, но это должна быть часть продуманной стратегии, которую следует довести до логического конца. Теперь очень многое зависит от активности адресатов, к которым обратился президент Саакашвили», -- заявил «Времени новостей» бывший министр иностранных дел Грузии Ираклий Менагаришвили. Иной точки зрения придерживается грузинский эксперт по вопросам безопасности Ираклий Сесиашвили, который сказал «ВН», что инициативы грузинского лидера «на деле ведут только к замораживанию конфликтов и предназначены исключительно для того, чтобы успокоить Запад». Экс-председатель парламента, лидер оппозиционного «Демократического движения «Единая Грузия» Нино Бурджанадзе сказала тбилисской газете «Асавал-дасавали», что «за заявлениями Саакашвили о том, что он не будет воевать за возвращение «оккупированных территорий», стоит отказ президента от Абхазии и Южной Осетии в обмен на собственную неприкосновенность».
Экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе считает, что никакая международная организация не заставит Россию пойти на диалог с Грузией, если Москва сама этого не пожелает. По его мнению, все грузинские дипломатические ресурсы следует сосредоточить на задаче восстановления отношений с Россией. Кстати, в МИД Грузии на пост первого заместителя возвращается опытный переговорщик Николоз Вашакидзе, который сменит ставшего секретарем совбеза Георгия Бокерию. Несколько лет назад в качестве дипломата г-н Вашакидзе активно участвовал в переговорах по выводу российских военных баз из Грузии, потом возглавлял в Тбилиси Институт исследований России и работал первым заместителем министра обороны Грузии. Некоторые эксперты в Тбилиси полагают, что г-н Вашакидзе будет курировать во внешнеполитическом ведомстве российское направление.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси