Вчера польский президент Бронислав Коморовский
(на снимке) начал визит в США. Приглашение он получил от американского коллеги Барака Обамы во время
саммита НАТО в Лиссабоне 19--20 ноября. Многих экспертов скоротечность подготовки этой встречи удивила, но случайности в этом нет. В Белом Доме, проталкивающем ратификацию в этом году договора с Россией о дальнейших мерах по сокращению и ограничению стратегических вооружений (СНВ), возникла острая необходимость узнать от польского лидера об атмосфере и итогах проведенных им 6 декабря в Варшаве переговоров с Дмитрием Медведевым.
В Варшаве тоже все хорошо продумали, что сделало график Бронислава Коморовского еще более насыщенным. Во вторник, когда российский гость возлагал венок к мемориалу погибших за освобождение Варшавы советских воинов и беседовал с ветеранами второй мировой, польский президент уже принимал немецкого коллегу Кристиана Вульфа. Вечером того же дня он вылетел за океан, решив продемонстрировать сбалансированный характер своей внешней политики.
Накануне из президентской канцелярии пришла необычная весть -- «президент полетит рейсовым самолетом». Оказалось, что на этом из соображений экономии настоял сам глава государства. Вернувшийся после ремонта из России правительственный Ту-154 еще не готов к полетам, чартер потянул бы на 350 тыс. евро, а билет туда и обратно для каждого из восьми членов делегации стоит 1250 евро -- чем не выгода?
Став обычным пассажиром, пан Бронислав столкнулся с визовыми сложностями во всей их полноте. Ему собственноручно пришлось заполнять подробный формуляр и отвечать на предлагаемые простому смертному вопросы -- не торговал ли наркотиками, здоров ли умственно и физически, не заразен ли, не намерен ли заниматься террористической деятельностью, проституцией и сводничеством. Были еще вопросы об участии в геноциде и преследованиях со стороны нацистского режима. В гостях президент намерен цитировать собственную анкету, дабы наглядно продемонстрировать анахронизм сохранения американцами визового режима для поляков. А ведь перед поездкой он говорил, что не будет поднимать проблему отмены виз, так как поляки теперь больше передвигаются по Европе, чем летают через Атлантику.
Состав делегации, в которую входят курирующие международные вопросы министры канцелярии, замглавы МИДа, глава Бюро по национальной безопасности генерал Станислав Козей, свидетельствует, что переговоры в США сосредоточатся на военном сотрудничестве, в котором деклараций нынче больше, чем конкретного содержания. Польские солдаты ушли из Ирака и уходят из Афганистана, не сбылись надежды Варшавы на размещение на польской территории элементов системы противоракетной обороны США, показной формальностью можно назвать периодические заезды в Польшу американской батареи зенитных ракет «Пэтриот» без боевой начинки. Польша хочет получить что-нибудь от США за ее поддержку договора по СНВ. Впрочем, сам Бронислав Коморовский сказал перед отлетом: «Не верю в политику благодарности, не пойду путем моих предшественников -- надо быть реалистом».
Реальностью может стать решение Вашингтона о ротационном базировании в Польше американских истребителей Ф-16 и транспортных самолетов «Геркулес» вместе с экипажами и обслуживающим персоналом. Министр обороны Богдан Клих полагает, что их присутствие в Польше укрепит оборонительные возможности: «Чем больше у нас военнослужащих США, тем в большей мы безопасности». Атмосферу предстоящих встреч в США подпортили очередные разоблачения сайта «Викиликс». Польша в рассекреченных им депешах посольства США в Варшаве охарактеризована как «хитрый игрок с большими ожиданиями», практически не имеющий собственной системы ПВО, но «желающий создать ее руками США».