|
|
N°226, 09 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Границы демократии
Правительство разрешило членам территориальных избирательных комиссий жить и работать за пределами России
Россияне, имеющие вид на жительство на территории иностранных государств, могут вскоре получить отобранное у них в 2006 году право быть членами территориальных избирательных комиссий. 7 декабря правительство рассмотрело соответствующие поправки в федеральное законодательство. Возвращение ранее отнятого права связано с решением Конституционного суда, который в июне признал не соответствующими Основному закону положения подпункта «а» пункта 1 статьи 29 закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Правда, пока никто не торопится возвращать россиянам, имеющим вид на жительство в других странах, право выдвигаться в качестве кандидатов на федеральных и региональных выборах. Хотя это ограничение было наложено теми же поправками от 25 июля 2006 года (пункт 3.1 статьи 4). Подобное разночтение связано с сугубо практическими сложностями: в приграничных территориях и за рубежом на федеральных выборах не из кого становится формировать комиссии.
Напомним, что рассмотрение статьи 29 в Конституционном суде инициировал Андрей Малицкий, который в декабре 2007 года был назначен членом избирательной комиссии района Преображенское города Москвы. В 2009 году он получил вид на жительство в Литве и сам заявил об этом в комиссию. После этого Мосгоризбирком проголосовал за прекращение полномочий г-на Малицкого, а тот отправился в КС. Решение суда гласило, что существующие ограничения «не согласуются с конституционным принципом равенства прав и свобод граждан и приводят к искажению самого существа данного конституционного права, необоснованно ставя под сомнение лояльность таких граждан по отношению к РФ». По логике судей пребывание россиянина за пределами страны не прекращает его гражданства, а предоставление ему вида на жительство другой страны не может служить основанием для умаления его прав и свобод в России.
Кстати, из этой же логики исходят многие положения закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан», не подчищенные при внесении поправок в 2006 году. Так, пункт 4 статьи 3 гарантирует, что «гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти». А пункт 2 статьи 4 уточняет, что право избирать и быть избранным не может зависеть от места жительства гражданина.
Внесенные в 2006 году поправки не только нарушали конституционные права россиян, но и создавали в работе избирательной системы чисто практические трудности. Вид на жительство получают, как правило, те, кто работает в другой стране, имеет там недвижимость или бизнес. Также вид на жительство имеют сотрудники российских посольств. Поэтому запрет создал дополнительные сложности с формированием российских избирательных комиссий за рубежом. И не только. «На приграничных территориях у нас все люди перемешались, у многих вид на жительство в сопредельном государстве, -- заявила «Времени новостей» член Центризбиркома РФ Елена Дубровина. -- Если предъявлять к ним такие строгие требования, то становится сложно сформировать комиссии. Поэтому в отношении этих территорий, конечно, нужны послабления. Это тот случай, когда закон должен быть приведен в соответствие с действительностью».
Зато кандидатов в России хватает с избытком, так что вернуть россиянам с видом на жительство в других государствах право быть избранными никто не торопится. Строго говоря, с момента введения запрета был только один случай, когда его можно было применить на практике: в 2007 году кандидатом в президенты от оппозиции выдвинулся ученый и писатель, бывший советский диссидент Владимир Буковский, проживающий в Англии. И то МИДу так и не удалось доказать, был ли у бывшего борца с режимом британский вид на жительство или гражданство. Так что официально г-ну Буковскому отказали в связи с тем, что последние десять лет перед выдвижением он не проживал в России постоянно. Судя по всему, именно это лишило его возможности оспорить положения закона «Об основных гарантиях» в Конституционном суде, как это сделал Андрей Малицкий. А сами судьи, вынося решение по делу г-на Малицкого, не стали трактовать собственные доводы слишком широко.
«Они постарались максимально сузить предмет обсуждения, -- пояснил «Времени новостей» эксперт Независимого института выборов Аркадий Любарев. -- Жалоба Малицкого была по поводу ТИК -- и в суде это восприняли только применительно к территориальным комиссиям, как будто в других комиссиях происходит что-то принципиально иное. Но из логики, которой руководствовался КС, вытекает, что не должно быть ограничений и для членов комиссий любого уровня, и для кандидатов на любых выборах».
Кстати, в ряде западных стран вид на жительство другого государства или даже второе гражданство не накладывают никаких ограничений на пассивное избирательное право. Так, например, канадский паспорт не помешал Вайре Вике-Фрейберга стать президентом Латвии.
Наталья РОЖКОВА