|
|
N°224, 07 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Добро пожаловаться
Эксперты предлагают завести в России региональных инвестиционных омбудсменов
Проблема привлечения инвестиций, как отечественных, так и иностранных, в российскую экономику -- одна из самых обсуждаемых в последнее время. 4% роста ВВП, прогнозируемого в этом году, настоятельно заставляют власти искать новые источники экономического роста. В теории все понятно, главный катализатор -- это расширение производств. И высшие российские чиновники никогда не упускают случая позвать инвесторов на необъятные российские просторы. Однако когда привлеченные инвесторы оказываются внутри страны, их зачастую ожидает холодный прием. Как признала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, по должности наиболее заинтересованная в увеличении инвестпотока, регионы зачастую никаких инвесторов не ждут. «Легче привлечь бюджетные деньги в качестве инвестиций, легче загнать это в тариф для всех», -- заявила она в конце минувшей недели на конференции «Инвестиционный климат в российских регионах».
Статистика подтверждает ее слова. 70% иностранных инвестиций приходятся на пять российских регионов. А треть территорий за последние четыре года привлекли менее 100 млн долл. По словам управляющего директора компании KPMG Эндрю Крэнстона, разрыв между ожиданиями инвесторов и реальным положением дел просто огромен. Иностранцы ждут понятных и четких правил игры, выполнения всех условий контракта и постоянного внимания к своим проблемам со стороны региональных властей. Вместо этого им достаются краткосрочные контракты и законодательные сюрпризы. Часто инвесторы бродят из кабинета в кабинет, не понимая, к кому им следует обращаться с той или иной проблемой. По мнению г-на Крэнстона, хорошим выходом было бы назначение в региональной администрации омбудсмена, к которому инвестор мог бы прийти с любой своей бедой.
На федеральном уровне таким инвестиционным омбудсменом является первый вице-премьер Игорь Шувалов, но невозможно решать все проблемы только в Москве. Впрочем, отмечает г-н Крэнстон, инвесторам и самим следует быть активнее -- разъяснять своим головным офисам, что такое российская специфика, и не терпеть молча, если их что-то не устраивает.
Как ни странно, но в докладе KPMG не сказано ни слова о такой проблеме иностранных инвесторов в России, как коррупция. Эту тему затронул уже саратовский губернатор Павел Ипатов. «Форм коррупции, когда инвестора облагают данью или ведется торг, такого уже нет. Есть мягкое вымогательство «на бедность», -- раскрыл он секреты коллег по цеху.
Кроме того, как заявила г-жа Набиуллина уже на конференции по повышению качества госуправления, бизнесу мешают не только региональные, но и федеральные чиновники. Материальные затраты бизнеса на получение различных госуслуг значительно превышают нормативно установленные размеры. В среднем бизнесмены переплачивают порядка 40%. Еще одна проблема во взаимоотношении бизнеса и чиновников, выявленная мониторингом Министерства экономического развития, -- это настоятельные рекомендации обращаться к посредникам. «Зачастую обращение к посредникам диктуется как необходимое условие государственными органами власти», -- отметила она.
По данным Минэкономразвития, для решения своей проблемы заявителю приходится обращаться в различные государственные инстанции в среднем более семи раз. При этом ни по одной услуге дело не ограничивается одним обращением.
Правда, рецептов борьбы с тормозящими привлечение капитала руководителями субъектов федерации на конференции по инвестклимату в регионах предложено не было. Пока единственной угрозой для них остается обещание президента Дмитрия Медведева учитывать уровень привлеченных инвестиций в регион при оценке успешности работы того или иного губернатора.
"Возвращение к советским временам"
Инвестиционный климат в России ухудшается, и в экономическом смысле страна "возвращается к советским временам". Об этом заявил президент Альфа-банка Петр Авен в интервью газете The Financial Times.
По мнению г-на Авена, связанные с государством группы ограничивают конкуренцию, а серьезное увеличение государственных расходов создает опасность для бюджета. В частности, затраты на социальные программы увеличили объем госрасходов до 38% ВВП. При этом для того, чтобы бюджет стал сбалансированным, пороговая цена нефти должна превышать 100 долл. за баррель, в то время как до 2007 года она должна была составлять 20--30 долл. за баррель.
Петр Авен полагает, что нынешний бюджет России все больше напоминает о годах перед распадом Советского Союза. Как отмечает финансист, когда к власти пришел Михаил Горбачев, Россия также обладала гигантскими резервами валюты, низким уровнем долга и высокими ценами на нефть. "Однако через три-четыре года денег не осталось, и накопился огромный внешний долг", -- напомнил г-н Авен, занимавший пост министра внешнеэкономических связей РФ в 1991--1992 годах.
Президент Альфа-банка заявил, что государству нужно сосредоточиться на развитии конкуренции, чтобы стимулировать частных инвесторов. Однако в таком случае, как полагает Петр Авен, к сожалению, "придется пожертвовать сегодняшними интересами... сегодняшним уровнем потребления". В противном случае Россия, по мнению банкира, рискует потерять свои позиции в мире.
Вера СИТНИНА