|
|
N°221, 02 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уходит по-немецки
E.ON избавился от акций «Газпрома»
Крупнейший клиент «Газпрома» в Европе E.ON Ruhrgas окончательно выходит из состава акционеров российского газового монополиста. Вчера E.ON (материнский концерн эссенской компании) сообщил, что достиг с Внешэкономбанком соглашения о продаже 2,7% акций «Газпрома», еще 0,8% уже продано на фондовом рынке. В общей сложности выручка E.ON от реализации акций составит 3,4 млрд евро, а отражаемая в балансе прибыль -- около 2,5 млрд евро. За свою долю ВЭБ заплатит и получит ценные бумаги в собственность до конца месяца.
Так закончится история крупнейшего иностранного совладельца «Газпрома», купившего через считанные месяцы после дефолта 1998 года 2,5% акций российского контрагента за 660 млн долл. Впоследствии за пять лет он довел свой пакет до 6,5%, попутно получив в 2000 году кресло в совете директоров «Газпрома». При этом часть акций (2,93%) была куплена по так называемым серым схемам на совместное предприятие «Геросгаз», в котором у «Газэкспорта» был контрольный пакет, но реальным бенефициаром после либерализации рынка акций российского монополиста являлся немецкий партнер. Год назад E.ON Ruhrgas отдал этот актив «Газпрому» в обмен на долю в проекте разработки Южно-Русского месторождения, доплатив еще 67 млн евро (хотя рыночная цена акций на балансе «Геросгаза» превышала на момент сделки 2,8 млрд евро).
Председатель правления E.ON Йоханес Тайсен подчеркивает, что выход из состава акционеров «не означает изменения нашей стратегии в отношении России». «E.ON по-прежнему будет играть роль активного инвестора в этой стране как в электроэнергетике, так и в газовом бизнесе», -- заявил он. Вместе с тем 3,4 млрд евро, которые выручит продавец, -- это почти четверть 15-миллиардной программы E.ON по оптимизации портфеля активов, запущенной менеджментом с целью улучшить упавшие на волне кризиса и роста конкуренции на рынках сбыта в Европе финансовые показатели.
В «Газпроме», судя по всему, не в обиде на E.ON, хотя отношения с этим концерном в последние годы полны противоречий (E.ON Ruhrgas чуть не остался за бортом проектов «Северный поток» и освоения Южно-Русского, и находится в авангарде борьбы европейских покупателей российского газа за кардинальный пересмотр долгосрочных контрактов). Источник «Времени новостей», близкий к российской компании, сказал, что ожидать в нынешних условиях, что немцы продолжат держать акции «Газпрома», продавая профильные производственные активы, было бы наивно. «Мы будем использовать высвобождающиеся средства для дальнейшего сокращения своей финансовой задолженности и расширения свободы действий, необходимой для осуществления новых стратегических инвестиций», -- сообщил г-н Тайсен.
Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев вчера подтвердил журналистам, что соглашение подписано, а наблюдательный совет ВЭБа уже одобрил сделку. «Кто вам сказал, что набсовет не одобрил? Как же мы можем без набсовета», -- добавил он. На днях министр финансов Алексей Кудрин говорил, что совет не рассматривал вопрос приобретения покупку акций «Газпрома», а следующее заседание было намечено на 7 декабря.
Еще неделю назад 3,5% акций «Газпрома» стоили 3,24 млрд евро, то есть торговались дешевле цены сделки. Но последние дни котировки росли и уже вчера рынок закрылся при цене 182 руб. за акцию (несмотря на продажу почти 1% акций на биржах), что соответствует стоимости продаваемого немецкой компанией пакета 3,67 млрд евро. Исходя из этого, доля ВЭБа уже стоила примерно на 200 млн евро дороже, чем он должен заплатить.
«Рынок легко переварил выброшенные на него акции, -- говорит член индексного комитета ММВБ Сергей Суверов. -- «Газпром» в последнее время сильно отстал от Сбербанка. По мультипликаторам это недооцененная бумага. Между тем фундаментальные показатели, например свободный денежный поток, улучшаются, ну и цены на спотовом рынке газа в Европе растут в связи с холодами».
Экс-глава Ruhrgas Буркхард Бергманн вот уже 10 лет бессменно заседает в совете директоров «Газпрома». Но продажа акций вряд ли способна повлиять на эту позицию. Уже два года он не занимает никаких постов в группе E.ON, но вполне устраивает менеджмент российского концерна в качестве независимого директора.
Алексей ГРИВАЧ