|
|
N°221, 02 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Airbus меняет моторы
Обновленный А320 полетает еще 15 лет
Европейский авиастроительный концерн Airbus объявил вчера, что с 2016 года начнет устанавливать новые, более экономичные двигатели на выпускаемые им самолеты семейства А320. Это, а также некоторые изменения в конструкции крыла позволят авиакомпаниям экономить до 15% топлива. Airbus рассчитывает таким образом добиться превосходства над своим традиционным конкурентом -- американской компанией Boeing, а также над новыми игроками рынка среднемагистральных лайнеров -- китайским и российскими авиастроителями.
Вопрос о ремоторизации A320 концерн изучал с разных сторон больше года. Альтернативой этому решению могла стать разработка принципиально нового самолета в среднемагистральном классе. При этом европейские авиастроители пристально следили за действиями американских коллег, которым надо сделать такой же, по сути, стратегический выбор: до каких пор стоит совершенствовать существующий средний лайнер Boeing-737 и когда начинать делать ему на смену что-то новое. Проектирование нового семейства класса A320 и Boeing-737 оценивается в 10 млрд долл., поэтому никто из лидеров мирового авиастроения не хочет приступить к этому делу слишком рано, не исчерпав коммерческого потенциала существующих моделей, но и не может позволить себе опоздать.
Вчера Airbus официально предложил заказчикам новую версию семейства А320 под названием А320neo (т.е. new engine option, что можно перевести как «выбор нового двигателя»). Предлагаются новые моторы двух типов: LEAP-X от американо-французской компании CFM или PurePower PW1100G от канадской Pratt & Whitney. Кроме того, крыло А320neo будет оснащено законцовками нового типа sharklets (они с 2010 года будут устанавливаться и на существующих типах А320). Поставки А320neo начнутся с весны 2016 года.
Комбинация новых двигателей и более совершенного крыла на A320neo позволит сократить расход топлива на 15%, что эквивалентно снижению выбросов углекислого газа на 3600 тонн в год, сообщила вчера пресс-служба концерна. По сравнению с нынешними аэробусами того же класса у А320neo будет снижен уровень шума, операционных расходов и выбросов оксида азота. Кроме того, дальность его полета вырастет примерно на 950 км (либо при прежней дальности он сможет поднять на 2 тонны больше полезной нагрузки). По расчетам Airbus, спрос на самолеты семейства A320neo составит около 4000 единиц в ближайшие 15 лет. Соответственно на те же 15 лет отодвинется задача проектирования нового среднемагистрального лайнера. Президент Airbus Том Эндерс ранее высказал мнение, что технологии, которые бы оправдали подобное начинание, появятся не ранее 2025 года.
«Компания Boeing считает А320neo не столько прорывом в будущее, сколько ответом на те самолеты, которые мы выпускаем в настоящее время», -- сказал вчера «Времени новостей» пресс-секретарь московского офиса американской компании Дмитрий Хрол. По его данным, топливная эффективность современных Boeing-737NG уже сейчас на 7% выше, чем у конкурирующих А320. Кроме того, Boeing ранее заявлял, что «к середине нынешнего десятилетия» тоже может ремоторизировать свой среднемагистральный лайнер. Правда, глава маркетингового подразделения гражданских самолетов Boeing Ранди Тинсет в октябре заявил, что решение по этому поводу отложено до следующего года. Сроков создания принципиально нового самолета в этом классе Boeing себе публично не назначал.
А320neo делается с прицелом среди прочего и на конкурентов, которые пока существуют только в проектах. Как раз в 2016 году китайские авиастроители обещают вывести на рынок свой первый среднемагистральный самолет С919. А российская корпорация «Иркут» в том же году намерена начать коммерческие поставки лайнера МС-21. Примечательно, что эти машины будут летать примерно на тех же моторах, что и А320neo. С919 строится в расчете на LEAP-X от CFM. А для МС-21 компания Pratt & Whitney, как предполагается, разработает новый мотор на базе PurePower PW1100G. В апреле канадская компания подписала с «Иркутом» предварительное соглашение о работах по проектированию этого двигателя, который уже получил название PurePower PW1400G.
Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев вчера сказал «Времени новостей», что появление А320neo не лишает новую российскую разработку рыночных перспектив. «Несмотря на то что А320neo использует те же самые моторы, которые планируется установить на МС-21 и С919, новый самолет за счет более совершенной аэродинамики в принципе должен быть эффективнее, чем старый, хотя бы и ремоторизированный», -- считает эксперт.
Михаил КУКУШКИН