|
|
N°224, 07 декабря 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Следственный орган президента
Общественная палата предложит Дмитрию Медведеву план борьбы с саботажем его инициатив
Меньше «кошмарить» бизнес в России после памятного воззвания президента Дмитрия Медведева не перестали. Не помогают пока и его поправки в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, которые должны облегчить участь российских предпринимателей, попавших «на карандаш» правоохранителей. Высокие инициативы, призванные гуманизировать отечественное законодательство и повысить статус бизнесменов в обществе, на местах фактически саботируются, признали вчера члены Общественной палаты РФ.
Степень деградации отечественной правоохранительной системы, по мнению общественников, настолько велика, что «без принятия чрезвычайных мер России никогда не стать социально и экономически развитым государством».
Общественные слушания в ОП, посвященные тому, как реализуется президентская реформа уголовного законодательства, проходили уже в третий раз и, возможно, именно поэтому превратились в некое подведение итогов. А поскольку итоги выполнения «спущенных сверху» инициатив, как обычно, не соответствовали ожиданиям, обычно политкорректные общественники не скупились на резкие слова.
Тон дискуссии задала председатель комиссии ОП по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева. По ее словам, в течение нескольких последних лет отношение к предпринимателям в России кардинально изменилось: если в 90-х власти были равнодушны к проблемам бизнеса, то в 2000-х равнодушие сменилось «вполне определенным интересом». «Бизнес начал восприниматься как питательная среда: государство постоянно меняет правила игры, вводит заведомо невыполнимые законодательные нормы, а некоторые госструктуры и вовсе взяли за правило заниматься шантажом и вымогательством, используя для этого властные ресурсы», -- заявила г-жа Николаева. По ее мнению, все это заставляет предпринимателей защищаться: не афишировать собственную деятельность, «уходя в черные схемы», платить зарплаты в конвертах и стимулировать коррупцию, откупаясь от назойливых чиновников и правоохранителей. «В таких условиях российская экономика не будет расти, а жизнь людей будет только ухудшаться», -- сделала вывод председатель комиссии по социальным вопросам и демографической политике.
Ее поддержала профессор кафедры конституционного и муниципального права МГУ, член ОП Елена Лукьянова, которая считает, что благие инициативы президента, попытавшегося декриминализировать «экономические» статьи УК, саботируются правоохранителями. «Нам говорят, что сейчас заводится меньше уголовных дел в отношении предпринимателей, чем раньше. Но для этого, видимо, просто стали шире использоваться другие статьи УК?» -- риторически вопрошает г-жа Лукьянова.
Впрочем, в ходе слушаний оказалось, что у общественников есть еще один повод возмущаться. Его нашла председатель общественной организации «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева, которая немного наивно призвала собравшихся «переключиться с констатации фактов на благотворную деятельность». «Мы же умные люди, нам уже пора начинать что-то делать, чтобы переломить ситуацию», -- выступила с воззванием к общественникам г-жа Яковлева, фактически признав их очередное мероприятие бессмысленным.
На воззвание откликнулся организатор слушаний, председатель комиссии ОП по реформированию правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена, который признал беспомощность Общественной палаты. «Ну что мы можем сделать? Мы уже несколько лет настаиваем на принятии рамочного закона «об общественном контроле», но его не принимают», -- констатировал он.
Эту тему поддержал председатель Адвокатской палаты Москвы адвокат Генри Резник. Отметив, что «ничего нового он не услышал», и выразив сомнение в том, что «систему можно поменять, говоря нужные слова», г-н Резник призвал поспособствовать тому, чтобы власти приняли «чрезвычайные меры, без которых дальше невозможно двигаться». «Если президент заинтересован в том, чтобы его инициативы реализовывались, ему нужно создать особый, абсолютно независимый от прокуратуры, МВД, Следственного комитета следственный орган, куда бы вошли лучшие и еще не разучившиеся краснеть за то, что происходит в России, кадры. Только так можно что-то сделать», -- заявил адвокат.
Вячеслав КОЗЛОВ