|
|
N°205, 10 ноября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С грехом пополам
«Отличница легкого поведения» на московских экранах
Симпатичная и умненькая старшеклассница Олив Прендергаст (Эмма Стоун) не может похвастаться интересной жизнью. Нет, конечно, у нее совершенно мировые (только что про паровоз не поют) родители (Стэнли Туччи и Патриция Кларксон) и чудесный афроамериканский приемный брат, но пока у сверстников бурлит личная жизнь, она вынуждена проводить выходные в компании присланной от бабушки музыкальной открытки с отстойной песней и пса, которого не расшевелишь даже маникюром. И вот после очередного такого умопомрачительно интересного уикенда Олив рассказывает своей лучшей подруге Рианне (Элисон Михалка), что на самом-то деле у нее было свидание и дело зашло довольно далеко... Разумеется, новость об этом разлетелась по школе будто бы по выделенной линии, и Олив в кои-то веки стали замечать. Дальше -- больше: сначала Олив выручила приятеля-гея, которому нужно было убедить окружающих в собственном женолюбии, потом стала -- за небольшую плату -- признавать, что встречается и с другими однокашниками, и в конце концов заработала оглушительную славу -- вот только правда не самого благородного пошиба. И поняв, что от репутации уже никуда не деться, вырезала из красной ткани буквы «А» и нашила их на свои все более и более вызывающие наряды.
«Отличница легкого поведения» Уилла Глака стал очередным и, надо сказать, куда как не слабым звеном в цепочке фильмов, адаптирующих сюжеты мировой литературной классики к стилистике современного ювенильного кино. Прием элементарный, но действенный: весьма удачными оказались почти все фильмы такого рода -- «Без понятия» (1995) Эмми Хекерлинг, где страсти «Эммы» Джейн Остин разгорались в старших классах престижной школы Беверли-Хиллз; «10 причин моей ненависти» (1999) Джила Янгера, осовременившие «Укрощение строптивой» Шекспира; «Опасные связи» Шодерло де Локло, в версии Роджера Камбла обернувшиеся «Жестокими намерениями» (1999), да и в «Дрянных девчонках» (2004) Марка Уотерса можно было при желании высмотреть вольтеровского «Простодушного». Теперь, как нетрудно догадаться, за основу взята «Алая буква» Натаниэля Готорна -- хрестоматийная история из школьной программы о прелюбодеянии, остракизме и силе духа, которую нынешние американцы знают в лучшем случае по провальному фильму Ролана Жоффе, в которой Деми Мур, по выражению Олив, «только и делает, что кается да принимает ванну». Сама же Олив при этом более чем в теме -- она не только брала напрокат экранизацию Виктора Шестрома 1926 года с Лилиан Гиш и ходила в кино на недублированную (!) версию Вима Вендерса, но даже -- что совсем уж удивительно -- читала саму книгу. И это пошло на пользу и ей самой, и фильму в целом. К фильму, несмотря на всю пикантность иных гэгов, более всего подходят несколько неожиданные определения «культурный» и «воспитанный» -- и оказывается, что именно этих качеств не хватало большинству пубертатных экзерсисов последнего времени.
Еще один нескрываемый источник вдохновения «Отличницы» -- американское тинейджерское кино 80-х годов, в первую очередь обойма фильмов Джона Хьюза -- «16 свечей» (1984), «Клуб «Завтрак» (1985), «Феррис Бьюллер берет выходной» (1986). Олив вполне сознательно ищет свой идеал отношений именно в этих картинах, хотя для девушки ее возраста они вроде бы должны казаться пронафталиненным ретро. Но ей все равно -- хотя бы по чисто эстетическим соображениям -- куда милее серенада, доносящаяся из поднятого над головой допотопного бумбокса, нежели новомодный хит, за долю секунды слитый из Интернета в айфон. Эта несколько напускная, но обезоруживающая старомодность, которой проникнута «Отличница», и делает ее в результате невероятно обаятельной. И универсальной: за отчетный период это, пожалуй, единственный «молодежный» фильм, который можно посмотреть и тем, для кого проблема самоидентификации в школьном коллективе давно и, увы, безвозвратно потеряла мало-мальскую актуальность.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ