Дефицит взаимопонимания с соседями зачастую приводит к весьма забавным коммерческим предложениям. Правда, настоящий бизнес из этого вырастает редко. Вспомнить хотя бы
закупки нефти Белоруссией в Венесуэле или переговоры Израиля с «Газпромом» о поставках газа по трубопроводу. Очередной причудливый проект на днях в здание на ул. Наметкина привезла делегация из Бахрейна, крохотного островного государства в Персидском заливе, расположенного всего в 50 км от Катара. Катара, который за счет одного из крупнейших в мире месторождений «Северный купол» в последние десять лет в четыре раза увеличил добычу газа (примерно до 90 млрд кубометров) и в 8,5 раза -- экспорт (до 68 млрд кубометров). Тем не менее необходимый для удовлетворения нужд растущей экономики королевства газ министр нефти и газа Абдулхусейн Бен Али Мирза пытается купить за тридевять земель у «Газпрома».
Новейшая история взаимоотношений Бахрейна и Катара, которые в начале 70-х годов прошлого века почти одновременно объявили о независимости (после прекращения британского протектората решили не входить в Объединенные Арабские Эмираты), включает в себя территориальные споры, переросшие в победоносную для Бахрейна войну. И хотя в начале 2000-х новый эмир Катара урегулировал эту проблему на дипломатическом уровне и соседи начали обсуждать сотрудничество, газовая сделка между странами (предполагалось строительство подводного газопровода и поставки 5--10 млрд кубометров в год) так и не состоялась.
Теперь речь идет о тех же 5 млрд кубометров российского газа в год на долгосрочной основе, что позволит увеличить потребление в Бахрейне на 40% или хотя бы застраховать спрос от падения собственной добычи. Ясно, что физически доставить газ из России в центр Персидского залива весьма проблематично. Поэтому бахрейнский министр говорил с главой «Газпрома» Алексеем Миллером о схеме поставок с использованием своповых операций. Г-н Мирза даже поспешил заявить газете Gulf Daily News, что сделка уже подписана и «Газпром» начнет экспортировать природный газ в Бахрейн. Хотя стороны лишь обсудили такую возможность.
Теоретически это выглядит следующим образом. Российский концерн отдает Катару, который, по официальной версии, не имеет дополнительного объема сырья для удовлетворения нужд соседа, 5 млрд кубометров газа для выполнения катарских обязательств в Европе. Взамен получает высвободившийся объем катарского сжиженного природного газа и поставляет его в Бахрейн. Все счастливы.
Но есть несколько проблем. Страна пока не располагает инфраструктурой по импорту газа. «Газпром» предлагает вернуться к идее строительства морского газопровода из Катара, но Дохе это, похоже, не нужно. В течение этой недели министерство нефти и газа Бахрейна собиралось объявить тендер на строительство за 600 млн долл. терминала по приему СПГ (на 4 млрд кубометров в год с возможностью расширения до 8 млрд). Однако строить терминал, не имея гарантий его загрузки на десятилетия вперед, -- затея рискованная. Хотя сейчас на рынках все еще ощущается некоторый избыток предложения газа, уже появились симптомы того, что страны АТР затягивают, как пылесос, в себя все излишки. А тот же Катар, Алжир, Россия и ряд других производителей отложили ввод новых проектов по производству СПГ за пределы 2015 года.
Есть еще проблемы цен на внутреннем рынке Бахрейна (потребители получают дешевый газ собственного производства) и готовности нового клиента заплатить «Газпрому» больше, чем российский концерн получает от поставок в Европу. Катар при размене может сэкономить на транспортировке газа, а вот российской компании нужно окупить и весь комплекс затрат, включая транзитные издержки и 30-процентную экспортную пошлину.
С Израилем переговоры о закупках российского газа притормозились после того, как власти страны объявили, что на шельфе обнаружены крупные (по израильским меркам) запасы газа. С Бахрейном история может повториться. Пока г-н Мирза общался с г-ном Миллером в Москве, руководитель национальной газовой компании страны Banagas шейх Мохаммад Халифа аль-Халифа рассказывал инвесторам о намерениях потратить 200 млн долл. на бурение восьми новых скважин, что позволит, по оценкам компании, увеличить в ближайшие несколько лет добычу природного газа в стране на 5 млрд кубометров газа в год.