|
|
N°199, 29 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аптеки не болеют
Оборот фармрынка растет, несмотря на жесткие ограничения цен
Спрос на лекарства в России настолько велик и при этом настолько значительно неудовлетворен, что в ближайшие годы участникам отечественного фармацевтического рынка не стоит опасаться стагнации. Хотя и такого роста, как раньше -- по 30% в год, -- больше не будет. Несмотря на введение жестких ограничений отпускных цен на лекарственные препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛС), по итогам первых трех кварталов 2010 года рынок вырос. По данным маркетингового агентства DSM Group, обнародовавшего исследование рынка за этот год, потребление лекарств в рублевом эквиваленте по сравнению с прошлым годом увеличилось на 4%, а в упаковках выросло на 5,4%. А к концу года рост в рублях в среднем по рынку вполне может добавить 9%.
Конечно, увеличение потребления в натуральном выражении в какой-то мере связано с ограничением уровня отпускных цен производителей. Но, как отмечает генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк, эффект от введения списка препаратов с контролируемыми ценниками оказался незначительным в сравнении с прогнозом. «Минздравсоцразвития обещало, что в результате усиления регулирования цены снизятся как минимум на 15%, на деле мы имеем четырехпроцентное снижение цен на коммерческом рынке и 1,5% в целом по рынку», -- напоминает г-н Шуляк. Тем не менее, по его словам, некорректно напрямую увязывать увеличение потребления «в коробочках» с вынужденным дисконтом: «Лекарства -- это не эластичный товар, он продается по другим законам».
Как считают эксперты, на введении ограничения цен по списку ЖНВЛС дистрибьюторы, сократив торговые надбавки, потеряли в общей сложности 1 млрд руб., примерно столько же недополучили и аптечные сети. Последним пришлось особенно туго, так как введение нового регулирования застало их врасплох с уже закупленным по старым ценам товаром. «В апреле, когда осуществлялся переход на новую систему, аптеки в среднем потеряли почти 10% своих оборотных средств», -- говорит исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. По ее словам, год для членов РААС выдался трудный, и многим аптекам буквально приходилось выживать в новых условиях. «Мы получили свободу (ценообразования. -- Ред.) на остальной ассортимент помимо списка ЖНВЛС, тем и живем», -- пояснила она принцип работы фармацевтической розницы.
Неплохим источником доходов аптек является парафармацевтика, в том числе аптечная косметика, но в течение нынешнего года было несколько попыток покушения на этот товар со стороны представителей Минздравсоцразвития. Косметику хотели попросить из царства шприцев и таблеток. «Но этого не случилось! Нам удалось в результате длительных переговоров отстоять косметику», -- похвасталась основной лоббистской победой Нелли Игнатьева.
Пострадали от регулирования цен и российские производители, лекарства которых в массе своей остаются недорогими и традиционно применяемыми в отечественной медицине. «Для населения это дело, конечно, благое, что бы ни думала о регистрации цен фармпромышленность», -- признает представитель Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Лилия Титова. Но для самих производителей регистрация отпускных цен по предложенным правилам оказалась фатальной. «Мы зарегистрировали цены на все наши препараты, но после того как увидели, какие они, решили отказаться от производства значительной части ранее выпускавшихся медикаментов. При таких расценках их выпуск был бы совершенно нерентабельным», -- пожаловался «Времени новостей» генеральный директор фармкомпании «Биннофарм» (принадлежит АФК «Система») Максим Уваров.
Стоит отметить, что 100% препаратов этого производителя входят в перечень ЖНВЛС, а это значит, что цены у него фиксированы на весь ассортимент. И таких компаний в России немало. Сколько именно торговых наименований фармацевтических препаратов исчезнет с прилавков в результате ужесточения госконтроля за ценами, можно будет достоверно подсчитать только в начале следующего года.
Галина ПАПЕРНАЯ