|
|
N°198, 28 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старинные часы
Легенда американского рэпа Public Enemy выступили в клубе Milk Moscow
Прошедший концерт был всего лишь вторым московским выступлением легендарных афроамериканских радикалов. Невозможно не вспомнить, что первый их концерт, в «Горбушке» в 2003 году, имел жуткие последствия: возвращавшихся в метро посетителей концерта избила группа скинхедов. Один из моих знакомых в переделке получил сотрясение мозга, остальные пассажиры тоже легким испугом не отделались. И вся эта безобразная ситуация каким-то образом ускользнула от внимания СМИ и широкой общественности. В этот раз все вроде бы обошлось, что, конечно, прекрасно, но невозможно не заметить, что ажиотаж вокруг концерта был уже совсем не тот. Рэперы Чак Ди (который вечно в бейсболке), Флейвор Флев (это который с огромными часами на шее) и сопутствующие им остальные «враги народов» -- они, конечно, живые классики и все такое, но актуальность у группы уже совсем не та, что раньше.
Концерт начался часов в девять, с выходом на сцену модного российского рэпера Ноггано. Он сразу попросил публику в паузах между его песнями фыркать и звать на сцену Public Enemy, которых он и сам большой поклонник. (Вообще трудно найти рэп-фаната или рэп-исполнителя, не ощутившего на себе влияние этой группы.) Выступление Ноггано -- настоящий разогрев: недолго, песни четыре, но от души. Звук плохой. После разогрева начинается странное: на сцену выходят афроамериканские люди, которые то ли рэп читают, то ли что-то настраивают, то ли еще больше пытаются раскачать публику, которая и так явно бьет копытами. За барабанной установкой маячит человек с гитарой «Гибсон Лес Пол». Весь этот разброд и шатания продолжаются не меньше часа, народ в зале начинает высказывать циничные предположения, что-де музыканты «с травы московской убились», и тому подобные шутки. Наконец, на сцену выходят «живые» музыканты: гитарист, басист и барабанщик, а также два товарища в камуфляже и с движениями роботов. За ними появляются прекрасно известные по многочисленным клипам Чак и Флейвор. Людям этим уже около полтинника, и в это совершенно невозможно поверить: они бесятся так, как будто вышли на сцену в первый раз. Публика как на первой песне начала прыгать, махать руками и подпевать, так до конца выступления и продолжала. Флейвор раза три бросался в толпу, и каждый раз музыканты вытаскивали на сцену совершенно неожиданных людей -- каких-то местных рэперов и даже барабанщика. Парень сказал, что «сам попросился». Как он ухитрился столь сложную просьбу изложить артистам во время их выступления -- загадка. Не на пальцах же. Хотя от рэперов этих всякого ожидать можно, и публика подобралась такая, которая с музыкантами явно общалась на каком-то высшем уровне, простым смертным недоступном.
До аншлага было далеко, VIP-партер, кажется, продался лучше, чем партер демократический, но из-за того, что пришли подкованные в предмете люди (включая совершенно неожиданного в данном контексте Александра «Чачу» Иванова из панк-группы «Наив»), воцарилась атмосфера позитива. Сразу и надолго -- уже после концерта музыканты долго раздавали автографы всем желающим. Жаль, что звук подкачал: собственно музыку Public Enemy живьем тоже интересно послушать, это такая мощная смесь фанка, рока, сэмплов... Ну, в общем, зачем рассказывать -- кто не слышал Public Enemy в самом деле.
Нынешнее турне Public Enemy посвящено юбилею одного из самых успешных их альбомов -- Fear of a Black Planet, который появился в 1990 году. Чак Ди также помянул, что 22 года исполняется совсем уж хрестоматийному альбому It Takes a Nation of Millions to Hold Us Back. Теперь они гастролируют с материалом этих альбомов, пытаясь воскресить дух 80-х. Похоже, успешно. Забавно: нечто кричаще безвкусное, скандальное и андеграундное, каковым казался хип-хоп в те годы, превратилось в винтаж, милый и приятный. На группе Public Enemy главная ответственность за это превращение.
Александр БЕЛЯЕВ