|
|
N°195, 25 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поблажки для финансовых грешников
Глава МИД Германии критикует договоренность Меркель и Саркози
Федерального канцлера и председателя партии христианских демократов (ХДС/ХСС) Ангелу Меркель по возвращении из нормандского Довиля, где на прошлой неделе прошел франко-германо-российский саммит, ждала примерная «трепка». Ее инициатором и исполнителем стал Гидо Вестервелле (на снимке) -- вице-канцлер и министр иностранных дел нынешнего коалиционного правительства, возглавляющий партию свободных демократов (СвДП).
Вспышку недовольства у Вестервелле вызвали двусторонние договоренности между канцлером Ангелой Меркель и президентом Франции Николя Саркози по поводу реформы пакта стабильности евро. Данная тема займет одно из центральных мест в ходе предстоящего на этой неделе саммита глав государств и правительств стран ЕС в Брюсселе.
Свой взгляд на проблему Вестервелле с необычайной остротой изложил на днях в выступлении в Германском обществе внешней политики. Острие критики главы берлинского внешнеполитического ведомства было направлено против договоренности Меркель и Саркози, согласно которой странам, нарушившим пакт стабильности евро, не должны грозить «автоматические» финансовые санкции Евросоюза -- вместо этого им нужно предоставлять шестимесячный щадящий срок для выправления бюджетного дефицита, выходящего за 3% от годового ВВП.
Об этой инициативе глава партии свободных демократов проинформирован не был, что и стало причиной его острого недовольства «выходкой» канцлера. Вестервелле заявил, что государства-нарушители нельзя поощрять «политическим оппортунизмом». Он подчеркнул: «Кто длительное время ставит себя вне ответственности, должен знать, что будет иметь дело с санкциями; поэтому данные санкции должны быть однозначными». Министр предупредил, что без четкого механизма санкций ЕС окажется перед «испытанием на разрыв». Весной Грецию удалось уберечь от дефолта лишь путем многомиллиардного пакета помощи. Именно тогда ХДС/ХСС и СвДП договорились о необходимости внесения радикальных изменений в пакт стабильности евро, в том числе о введении «автоматических» санкций против стран, превышающих допустимую планку своей бюджетной задолженности.
Как сообщают немецкие СМИ из правительственных источников, Вестервелле лично выразил свое недовольство канцлеру в связи со сменой политики в данном вопросе. Генсек СвДП Кристиан Линднер заявил, что его партия «с удивлением» приняла к сведению перемену в курсе: «СвДП даст согласие на реформу в ЕС лишь в том случае, если против стран-грешников будут применяться более жесткие меры». Сама г-жа Меркель отнеслась к критике со стороны коалиционных партнеров спокойно. В преддверии брюссельского саммита она подчеркнула, что «существует совместная германская правительственная позиция», а предложения Германии и Франции, которые были поддержаны также на встрече министров финансов стран ЕС, будут «быстро реализованы».
Впрочем, и в самом «Христианско-демократическом союзе» раздаются голоса критики договоренностей Меркель и Саркози. «Автоматические санкции я считал правильными», -- отметил вице-председатель фракции ХДС/ХСС в бундестаге Михаэль Майстер. Необходимо, считает он, заставить коалицию хотя бы договориться о совместном предложении, согласно которому страны-нарушители лишались бы права голоса. Предстоящий саммит в Брюсселе будет непростым -- с критикой договоренностей между Меркель и Саркози выступили Еврокомиссия и Европейский центробанк.
Юрий ШПАКОВ, Берлин