|
|
N°195, 25 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Острая кухня
Дебютный Гран-при Кореи изобиловал приключениями
Первая гонка, прошедшая в воскресенье на новом международном автодроме Кореи, запомнится надолго. Организационные накладки, кошмарная погода, драматический сюжет, невероятная развязка -- слишком остро даже для корейской кухни.
В Южную Корею все пилоты прибыли в равных условиях. Никому из них до первых тренировочных заездов в пятницу на этой трассе бывать не приходилось. Ну разве что виртуально, на гоночных симуляторах. Первое знакомство прошло не без шероховатостей. Недавно уложенный асфальт оказался слишком скользким, да к тому же еще и покрытым грязью. Не понравился гонщикам и довольно опасный въезд на пит-лейн, из-за чего ФИА отменила запрет на пересечение белой полосы, разделяющую дорожку к боксам и основную траекторию. Кроме того, строителям срочно пришлось переделать поребрик в одном из поворотов, оказавшийся почему-то ниже полотна трека, отчего в этом месте образовалась яма. Но в целом «новоселы» остались довольны: все пилоты в один голос хвалили интересную конфигурацию трассы, позволявшую вести острую борьбу.
Герман Тильке на этот раз постарался и создал нечто отличающееся от тех проектов, к которым он уже приучил за последние годы своего архитектурного единоначалия в «Формуле-1». Такого сочетания поворотов разной сложности и остроты его прежним творениям явно не хватало. По идее столь технически сложная трасса, требующая тонких аэродинамических настроек, лучше подходила под характеристики «Ред Булл». И очередной, девятый поул в сезоне Себастьяна Феттеля, подкрепленное вторым местом Марка Уэббера, подтвердили правильность этого предположения.
Но предусмотрительный Тильке компенсировал изощренность одной части дистанции относительной простотой ее другой половины. Длиннейшая прямая (самая протяженная в Азии, как гордо утверждалось в путеводителе по автодрому) оставляла возможность более мощным машинам компенсировать недостаток в маневренности. Что уже говорило в пользу «Феррари» и «Макларена». Так что отдавать победу в гонке пилотам «Ред Булл» специалисты не торопились. Тем более что прогноз погоды на воскресенье предвещал дождь, и это, конечно, добавляло гонке непредсказуемости.
Единственным, кто в Южной Корее был изначально поставлен в худшие условия, оказался Виталий Петров. Спорный штраф за аварийную ситуацию на Гран-при Японии заранее лишал его пяти мест на старте. Виталию ничего не оставалось делать, как рисковать, однако это привело лишь к очередной ошибке россиянина. В итоге, показав 15-е время, Петров стартовал только 20-м. Последние гонки должны стать определяющими в судьбе нашего гонщика. Но добиться приемлемого результата в такой ситуации без определенной доли везения выглядело нереально. И только обещанный дождь как раз и мог сослужить Петрову добрую службу.
Природа же разбушевалась не на шутку. С неба лило всю ночь на воскресенье, и утром обнаружилось, что автодром действительно возведен на осушенном болоте: вся местность вокруг новостройки оказалась залита водой, и дренажные системы не успевали отводить ее излишки с трассы. Дождь не прекратился и днем, и организаторы отложили старт, а затем приняли решение начать гонку за машиной безопасности. Это значило, что неопределенное количество кругов пелотон должен следовать за пейс-каром, пока состояние трассы не улучшиться.
Но четырех пробных кругов хватило, чтобы технический делегат ФИА Чарли Уайтинг, отвечающий за проведение Гран-при, понял всю опасность продолжения гонки даже за пейс-каром: почти нулевая видимость из-за поднятых колесами машин брызг грозила массовым завалом. Такого дебюта многострадального корейского автодрома не хотелось никому. И судьи приняли решение остановить гонку. На время или совсем -- это организаторы выясняли в течение следующего часа.
Все это время обескураженные корейские болельщики, которые, несмотря на удаленность автодрома от крупных городов, заполнили 130-тысячные трибуны, с угасающим энтузиазмом продолжали наблюдать за этим новым для себя видом спорта. Целый час они смотрели на то, как пилоты, сбившись в кучки, обсуждали сложившуюся ситуацию. Больше всех за отмену гонки ратовал возглавляющий личный зачет Марк Уэббер. Он живо показывал, с каким трудом ему удавалось удерживать машину на мокром асфальте, и ему вторил еще один лидер чемпионата Фернандо Алонсо. Но были и желающие возобновить гонку. Хэмилтон требовал рестарта с особой настойчивостью. Для сохранения шансов в борьбе за чемпионство ему требовалось опередить конкурентов, и в мутной воде, залившей корейский автодром, он рассчитывал на неплохой улов. Во всяком случае лишать людей, съехавшихся со всей страны в этот отдаленный уголок Корейского полуострова и заплативших от 100 до 900 долл. за билеты, минимального зрелища не решились даже самые последовательные сторонники безопасности в автоспорте, и через час пилоты вновь заняли свои места в кокпитах.
Дождь продолжал поливать асфальт с той же интенсивностью, поэтому машина безопасности провела на трассе еще 12 кругов. Но дальше тянуть уже было нельзя: приближались вечерние сумерки. В это время Хэмилтон буквально рвался в бой, убеждая командный мостик «Макларена», что уже можно менять дождевую резину на промежуточную. Судьи наконец решились дать зеленый свет и отпустили пелотон в свободное плавание. И почти тут же «пошел ко дну» «Ред Булл» Уэббера. Австралиец как чувствовал, что ничего хорошего в этой гонке его не ждет. На выходе из поворота его болид развернулся и, чиркнув о бетонную стенку, заскользил на днище к противоположной стороне дороги. На свою беду в это время за ним ехал Нико Росберг, сумевший на рестарте обогнать Хэмилтона. Хотя немцу удалось избежать лобового столкновения с неуправляемым «Ред Булл», но совсем уйти от удара он уже не успел.
Пейс-кар снова появился на трассе, что позволило некоторым пилотам заехать на пит-стоп. Виталий Петров также решил попробовать продолжить путь на более «сухих» покрышках. И эта стратегия начала давать результаты, когда на середине дистанции дождь стих, и на подсыхающей трассе «Рено» нашего пилота оказалось значительно быстрее машин, оставшихся на дождевой резине. После серии обгонов Виталий поднялся на седьмое место, и его дальнейшие перспективы как в этой гонке, так и в «Формуле-1» в целом уже рисовались в радужных цветах. Но достичь финиша Петрову оказалось не суждено. Износ шин и коварные лужи на обочинах лишили Виталия заслуженного успеха, а возможно, и контракта с «Рено» на следующий сезон.
Воспользовавшись очередным появлением машины безопасности после столкновения Тимо Глока и Себастьяна Буэми, визит в боксы совершили и лидеры. Феттель спокойно сохранил лидерство и после пит-стопа, но в «Феррари» механики завозились с гайковертом при обслуживании Алонсо, и этим воспользовался Хэмилтон. Не зря англичанин так рвался в бой. Однако удержать второе место он не сумел. В одном из поворотов Льюис немного потерял траекторию, и Фернандо тут же вырвался вперед. Знал бы пилот «Макларена», что упустил возможную победу, наверное, действовал с большей осторожностью.
И все-таки наибольшего сочувствия в этой гонке вызывает Себастьян Феттель. Когда казалось, что уже ничто не помешает немцу финишировать первым и занять верхнюю строчку личного зачета, на его машине не выдержал мотор. Две стихии -- вода и огонь -- не позволили пилотам «Ред Булл» приблизиться к заветной цели. Сход Себастьяна вызвал волну отчаяния в рядах «Быков» и бурю восторга в боксах «Феррари» и «Макларена». Для австрийской конюшни этот Гран-при Кореи обернулся сплошными потерями: мало того, что первый раз в этом чемпионате команда не брала ни одного очка, так еще теперь Себастьяну Феттелю грозят санкции за использование сверхлимитного двигателя в следующей гонке.
Фернандо Алонсо одержал пятую в сезоне победу и возглавил личный зачет чемпионата. В хаосе, царившем на корейской трассе, трое из пяти претендентов на титул очков не набрали, а для одного из них -- Дженсона Баттона из «Макларена» -- чемпионская гонка закончена. До конца чемпионата осталось провести два этапа, и его развязка обещает стать такой же непредсказуемой, как результаты последних гонок.
Гран-при Кореи. 1. Алонсо («Феррари») -- 2:48.20,8 сек. 2. Хэмилтон («Макларен») -- отставание 14,9. 3. Масса («Феррари») -- 30,8. 4. Шумахер («Мерседес») -- 39,6. 5. Кубица («Рено») -- 47,7. 6. Льюцци («Форс Индия») -- 53,5. 7. Баррикелло («Уильямс») -- 1.09,2 сек. 8. Кобаяси («Заубер») -- 1.17,8. 9. Хайдфельд («Заубер») -- 1.20,1. 10. Хюлкенберг («Уильямс») -- 1.20,8. Чемпионат пилотов. Алонсо -- 231, Уэббер («Ред Булл») -- 220, Хэмилтон -- 210, Феттель («Ред Булл») -- 206. Кубок конструкторов. «Ред Булл» -- 426 очков, «Макларен» -- 399, «Феррари» -- 374.
Дмитрий СИТНИК