|
|
N°195, 25 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На всю оставшуюся жизнь
Россия может перейти к новым типам контрактов между государством и строительными организациями
Совершенствование законодательства в сфере инфраструктурных проектов и преодоление административных барьеров при их реализации стали основными темами дискуссии второго общероссийского форума «Инфраструктурные проекты России», состоявшегося в конце минувшей недели в столичном Президент-отеле. Эксперты предлагают решительнее внедрять в России такой хорошо зарекомендовавший себя на Западе инструмент государственно-частного партнерства, как контракты жизненного цикла.
На пленарном заседании форума обсуждались принципы и механизмы финансирования инфраструктурных проектов, модернизации строительной отрасли в России, энергоэффективности и энергоаудита, обеспечения доступа вновь создаваемых предприятий к инженерным коммуникациям, развития непосредственного участия граждан в управлении жилищным фондом. Свою профессиональную позицию по этим проблемам высказали ведущие отраслевые эксперты, представители профильных ассоциаций и финансовых институтов.
Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман, выступавший на форуме с докладом, отметил, что важную роль в развитии строительной отрасли должны сыграть контракты жизненного цикла. Согласно условиям такого контракта одна сторона -- исполнитель инфраструктурного проекта -- за свой счет и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненный цикл). В свою очередь другая сторона -- государство или муниципальное образование -- оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по предоставлению объекта в пользование (например, предоставление в общее пользование бесплатных автодорог, административного здания для размещения государственных органов власти или органов местного самоуправления, их учреждений). Кроме того, государство или муниципалитет может оплачивать и публичные услуги, оказываемые с помощью такого объекта (обучение в школе, вузе, лечение в медицинском учреждении). По мнению г-на Кошмана, успешное внедрение этого нового для России инструмента государственно-частного партнерства возможно только при снятии давления устаревших СНИПов, ГОСТов и других нормативных документов, предполагающих неэффективные энергоемкие технические решения в строительстве.
На форуме также состоялась презентация финансовому экспертному сообществу инвестиционных инфраструктурных проектов. В числе прочих были представлены бизнес-проекты по разработке информационно-аналитической системы поддержки принятия инвестиционных решений в ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока, строительству современного нефтеперерабатывающего завода в Нижневартовске, организации производства металлопроката в Ставропольском крае.
Обсуждение ключевых задач инфраструктурного развития России было продолжено на отраслевых сессиях форума, где рассматривались проблемы совершенствования транспортной системы, ТЭК, строительства и ЖКХ, информационных технологий.
Сергей СМИРНОВ