|
|
N°193, 21 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В поисках утраченного времени
Коммунистам и либерал-демократам недодали телеэфира перед октябрьскими выборами
Российское телевидение в сентябре недоосветило деятельность КПРФ и ЛДПР в общероссийских передачах в рамках соответствующего закона, гарантирующего равенство партий в госэфире. Это следует из утвержденных 19 октября Центральной избирательной комиссией данных учета эфирного времени, затраченного на освещение деятельности парламентских партий в прошлом месяце. На региональном уровне «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ получили почти ровно по 8 часов 13 минут эфира каждая, разница между партиями исчислялась секундами. А вот в федеральных программах единороссам досталось 6 часов 16 минут, «эсерам» почти столько же -- 6 часов 5 минут, либерал-демократам заметно меньше -- 5 часов 39 минут, и меньше всех пришлось на долю коммунистов -- 5 часов 22 минуты. Представители ВГТРК обещают в соответствии с законом возместить недостачу: КПРФ причитается 53 минуты, ЛДПР -- 36 минут.
Возмещение драгоценных телеминут производится каждый месяц, однако, как правило, «долг» ВГТРК партиям не превышает 5--10 минут. Впрочем, член рабочей группы по учету эфирного времени Майя Гришина напомнила корреспонденту «Времени новостей», что в истории мониторинга случались и большие расхождения, в частности, в ноябре прошлого года, когда ВГТРК увлеклась освещением съезда «Единой России». Остальным партиям тогда недодали от трех до пяти часов, причем в следующем месяце нехватка была компенсирована.
В этом году представители ВГТРК и Центризбиркома объясняют диспропорцию тем, что партии недостаточно активны. «Партии не создают информационных поводов», -- сказала г-жа Гришина «Времени новостей». При этом необходимо учитывать, что именно на сентябрь пришлась основная избирательная кампания перед региональными выборами 10 октября.
Майя Гришина поясняет, что освещение всех событий, связанных с выборами, не учитывается при мониторинге: «Слово «выборы» в тексте есть -- информация не считается сведениями о текущей деятельности и рассматривается в рамках закона «Об основных гарантиях». В хронометраж попадает только то, что касается «фоновой» работы партий».
«Мое предположение, не подтверждающееся пока никакими исследованиями, но вытекающее из наблюдений: некоторые партии сосредоточиваются только на избирательной кампании, а другие партии при этом не прерывают текущей деятельности», -- считает г-жа Гришина. Иными словами, не исключено, что у коммунистов и либерал-демократов не хватает ресурсов, чтобы вести активную избирательную кампанию, одновременно не упуская из виду повседневные заботы.
Будь это предположение верно, получилось бы, что партии сами себя наказали: эфира им недодали накануне выборов, а вернут долги уже после дня голосования. Принятым методикам это не противоречит: считается, что в глубинке народ смотрит только региональные, а не федеральные каналы. «У нас избирательная кампания проходила на территории шести субъектов федерации, и там учет времени не проводился, -- заявил секретарь ЦИК Николай Конкин, отвечая на вопрос корреспондента «Времени новостей». -- Во всех других субъектах федерации их эфир никоим образом не ограничивался».
Как стало известно «Времени новостей», при рассмотрении постановления ЦИК на рабочей группе депутаты Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов и Юрий Коган голосовали «против», поскольку не были согласны со вторым пунктом документа, декларирующим соблюдение принципа равенства в освещении деятельности партий. Этот протест партия власти истолковала по-своему. «ЦИК насильно компенсирует ЛДПР эфирное время, от которого эта партия отказалась», -- с иронией заметил член ЦИК с правом совещательного голоса от «Единой России» Сергей Костенко.
Заместитель генерального директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин согласен с тем, что федеральные каналы не пользуются такой популярностью в провинции, однако считает, что налицо «одно из узких мест в законе о мониторинге эфира»: «Фактически принятые нормы позволяют урезать партии эфир в то время, когда он необходим, и вернуть тогда, когда он уже не так нужен». Тем не менее эксперт считает, что даже такой мониторинг «лучше, чем правовой вакуум». «Раньше проблема вообще игнорировалась, а сейчас есть что обсуждать и корректировать, -- считает он. -- Оппозиционные партии могли бы как раз инициировать широкое обсуждение этих узких мест и возможных поправок, апеллируя к Кремлю в связи с заявленным президентом курсом на повышение прозрачности избирательной системы».
Наталья РОЖКОВА