|
|
N°183, 07 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мимо кассы
Вынесен приговор организаторам производства поддельных билетов в столичное метро
На днях вступил в законную силу приговор Кунцевского райсуда Москвы по делу группы аферистов, наладивших массовое производство и продажу поддельных билетов для проезда в столичном метро. Действовали они несколько лет, и даже приблизительно неизвестно, сколько фальшивок реализовали за это время. Следствию удалось доказать, что группа изготовила около 110 тыс. билетов на сумму около 6,4 млн руб., но это, как полагают эксперты, лишь малая часть истинного объема поддельного производства.
В силу этого, а также поскольку все подсудимые раскаялись и признали вину, попросив рассмотреть их дело в особом порядке -- без исследования доказательств, приговор оказался довольно мягким. Все фигуранты дела остались на свободе, получив лишь условные сроки либо штрафы, в том числе и организаторы аферы -- бывшие электромеханики службы сигнализации и связи ГУП «Московский метрополитен» Евгений Мухин и Владимир Ромашов.
Как следует из приговора, это расследование сотрудники ОБЭП УВД на метрополитене начали в декабре 2008 года по информации администрации подземки. Присутствие нелегальных конкурентов обнаружили по нескольким признакам, но в первую очередь по недостаче в кассах -- использовалось для прохода в метро билетов намного больше, чем продавалось в кассах, из-за чего возникала недостача.
Оперативники выяснили, что поддельные билеты в массовом порядке продаются на переносных лотках в переходах и у входов в метро. Внешне они почти ничем не отличались от настоящих и, поскольку у касс самого метро часто стоят большие очереди, расходились хорошо. За торговцами установили слежку. В результате были установлены поставщики подделок. 18 декабря 2008 года Главное следственное управление (ГСУ) ГУВД по Москве возбудило уголовное дело по ст. 165-3 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственнику путем обмана и злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, организованной группой, в особо крупном размере). Но еще больше двух месяцев оперативники продолжали наблюдение за аферистами, выясняя всю схему производства и реализации подделок.
Массовые обыски и аресты прошли в начале февраля прошлого года. Подпольный цех по производству билетов был обнаружен на Сколковском шоссе, 8. Одновременно были задержаны пятеро основных подозреваемых -- Мухин и Ромашов, а также их сообщники -- безработные Александр Олифиренко, Марина Баташвили и Олег Симончук, занимавшиеся поставками товара розничным торговцам.
Как выяснилось в ходе расследования, Мухин и Ромашов познакомились в Кунцевском радиомеханическом техникуме, где учились на одном курсе и по окончании которого в 2004 году вместе поступили на работу в метрополитен. Мухин задержался там ненадолго -- вскоре он уволился по собственному желанию из-за инцидента с пропажей жесткого диска с информацией из автомата продаж проездных билетов. Сам он тогда уверял, что к краже отношения не имел, а доказать обратное не удалось.
Но уже на допросах в рамках этого уголовного дела он признал, что, еще работая в метро, вместе с Ромашовым пытался продать «компьютерную программу для кодирования билетов». Хакеры, которые готовы были за нее заплатить, взломать программу не смогли, и потому так и не расплатились. Однако они предложили Мухину и Ромашову помочь наладить производство поддельных билетов действовавшего тогда образца -- карточек, которые при проходе через турникет надо было вставлять в специальный приемник.
Для этого приятели арендовали квартиру на Бобруйской улице, а заказчики предоставили им компьютер и карт-ридер (устройство для кодирования магнитных карт). Как рассказал следователям Мухин, производство тогда было довольно примитивным. Они через посредников скупали мусор из урн, установленных у турникетов, куда обычно бросают использованные билеты, и перекодировали их. Готовые билеты передавались заказчикам, которые сами их и реализовывали. С каждого проданного билета, как показал Мухин, он получал 1,5--2,5 руб., и выручку делил поровну с Ромашовым.
Несмотря на простоту, такой бизнес оказался весьма прибыльным, и вскоре Мухин предложил Ромашову организовать уже собственное производство подделок. Они закупили оборудование, но «развернуться» толком не успели. С 2008 года метрополитен ввел в действие билеты нового типа -- так называемые ультралайт, которые работали по иному принципу, чем прежние. Их при проходе через турникет надо лишь приложить к указанной точке. Соответственно, в них используются другие типы кодировки и считывания информации.
Поскольку Ромашов продолжал все это время работать в метрополитене, он сумел скопировать программу кодирования билетов «ультралайт», специальные коды (ключи), необходимые для правильного понимания устройством, считывающим информацию данных, содержащихся на билете (принадлежность билета к ГУП «Московский метрополитен», вид билета, количество проходов, срок действия билета и т.д.). Кроме того, как установило следствие, он же написал и новую компьютерную программу для записи на билет «ультралайт» информации в «домашних» условиях. За это, по данным следствия, Ромашов получил 100 тыс. рублей.
Уже в конце января 2008 года Мухин через посредника снял квартиру на Сколковском шоссе и установил там новое оборудование -- компьютеры, струйные принтеры для нанесения на билеты символики метрополитена, карт-ридер, валидатор (устройство, используемое в турникете метро для считывания информации) и терминал с программным обеспечением системы оплаты проезда. Чтобы подделки выглядели как настоящие, Мухин, по данным следствия, отказался от использования старых настоящих билетов и решил закупить их настоящие заготовки. Для этого он обратился к руководству двух компаний -- ООО «Компания визуальные и электронные системы контроля» и в ООО «Контроль-В», которые поставляли бланки настоящих билетов для метрополитена.
Чтобы не вызывать подозрений, Мухин, как следует из материалов дела, представился поставщикам метрополитена, советником председателя контрольно-ревизионной комиссии партии «Единая Россия» по Северо-Западному административному округу (СЗАО) Москвы. Бизнесменам он рассказал, что его организация якобы собирается провести замену «обычных» партийных билетов на электронные -- как раз по типу билетов «ультралайт». Как указано в уголовном деле, «не подозревая о преступных намерениях» заказчика, бизнесмены изготовили для него 110 тыс. штук бланков.
Получив заготовки, партнеры довольно быстро запрограммировали их, нанесли с помощью принтера на них логотипы метрополитена и наняли распространителей, среди которых оказались Марина Баташвили, Александр Олифиренко и Олег Симончук. Реализовывались такие билеты -- на две и пять поездок за 25 и 50 руб. соответственно -- обычно у самых оживленных станций метро: «Киевская», «Петровско-Разумовская», «Выхино», «Новогиреево», «Кузьминки», «Речной вокзал».
Следователи не исключали, что масштабы производства билетов было куда больше, однако доказать удалось реализацию только этой одной партии в 110 тыс. штук. Соответственно, исходя из нее был рассчитан и нанесенный метрополитену ущерб -- 6,4 млн рублей.
«Обвиняемые сначала признали вину, а потом отказались от показаний, -- рассказал «Времени новостей» старший следователь 1-го отдела следственной части ГСУ капитан юстиции Алексей Козубский. -- Но на суде они опять решили сознаться, согласившись на особый порядок. Однако на этом расследование не закончилось. Из основного дела было выделено другое -- в отношении сбежавших от следствия активных членов преступной группы».
Екатерина КАРАЧЕВА