|
|
N°183, 07 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пассажиры будут стоить дороже
Закон о страховании на транспорте отправлен в Госдуму
Система обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажирами, существующая сейчас только в гражданской авиации, будет распространена и на другие виды общественного транспорта. Размеры компенсации за причинение вреда здоровью пассажиров и потерю багажа значительно вырастут. Законопроект об обязательном страховании на транспорте будет в ближайшие дни внесен в Госдуму Министерством транспорта, сообщил вчера замминистра и статс-секретарь ведомства Сергей Аристов. Предполагается, что новые правила вступят в силу в конце 2011года.
Президиум правительства России одобрил этот законопроект 30 сентября, напомнил г-н Аристов. По его словам, новым законом будут установлены единые размеры компенсаций для всех видов транспорта (кроме легковых такси): в случае гибели пассажира -- 2 млн руб. плюс до 25 тыс. руб. на погребение, до 2 млн рублей -- за причинение вреда здоровью в зависимости от тяжести нанесенного ущерба и до 23 тыс. руб. -- за утерю или порчу имущества пассажира. С 2007 года ставка в 2 млн руб. за погибшего в результате катастрофы пассажира действует на воздушном транспорте России. Жизни клиентов других видов транспорта оцениваются гораздо ниже. Например, в поездах дальнего следования лимит ответственности перевозчика за гибель клиента согласно полису обязательного страхования ограничивается 12 тыс. руб. Правда, на железных дорогах пассажирам часто предлагают купить дополнительную (добровольную) страховку.
Новый законопроект не только унифицирует размеры компенсаций, но и устанавливает порядок их выплат. Согласно документу страховая компании должна рассчитаться с пострадавшими и родственниками погибших не позднее чем через 30 дней после трагического происшествия. В случае необходимости неотложная финансовая помощь в размере 100 тыс. руб. должна быть оказана по заявлению пострадавших в течение первых трех дней. Сейчас существует практика решать вопрос о размере компенсаций в суде. Процесс разбирательства подобных случаев, особенно если он проходит несколько судебных инстанций, может длиться годами.
По новым правилам страховые компании должны будут исполнить свои обязательства в течение месяца, независимо от незавершенных юридических споров, которые могут иметь место. За задержку выплат свыше 30 дней сами страховщики будут подвергаться штрафам. Дополнительно гарантировать эти выплаты предполагается созданием пула страховых компаний в форме ассоциации или некоммерческого партнерства, а также компенсационного фонда при этом объединении. Право осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам получат только страховые компании, входящие в это объединение. Соответственно, выплаты в случае наступления страхового случая будут обеспечены не только ресурсами каждой отдельно компании, но и их общим фондом.
Как всегда, в конечном счете систему обязательного страхования оплатят сами пассажиры. Однако г-н Аристов пообещал, что сильного подорожания билетов новые меры не спровоцируют. "На железнодорожном транспорте цена за один проезд подорожает максимум на 1 руб. 30 коп. на дальних маршрутах, на городском транспорте, в том числе в метро, -- на 1-4 коп., на дальних морских круизах -- на сумму до 35 руб.", -- сказал замминистра.
Михаил КУКУШКИН