|
|
N°187, 13 октября 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И что-то приобрели
Как в жанровых фильмах используются достижения американского артхауса, можно было посмотреть в двух самых интересных картинах фестиваля -- «Наблюдении» Дженнифер Чемберс Линч и «Сайрусе» Джея и Марка Дупласс.
Свой первый фильм, малоудачную «Елену в ящике», дочь Дэвида Линча сняла в 1993 году. На следующую картину она решилась через 15 лет, заручившись продюсерской поддержкой отца и позаимствовав у него двух актеров -- Билла Пуллмана и Джулию Ормонд. Они играют агентов ФБР, приезжающих в провинциальный полицейский участок допросить свидетелей, оставшихся после изуверской проделки пары маньяков. В участке агентов ждут несколько от души ненавидящих ФБР местных полицейских и трое выживших после катастрофы. В первые пару минут фильма ясно, что все герои врут и будут врать каждой своей репликой.
Триллер такого накала и уровня изобретательности не снился тому же Финчеру, да и большинству мастеров жанра. При этом в «Наблюдении» много от Линча-отца: его приемы, его гомерическая жуть, его соображения о том, что правда -- вещь не только опасная, но и очень сомнительная. Однако Линч всегда старался разрушить изнутри любой жанр, с которым работал. «Наблюдение» же в избранном жанре достигает практически совершенства, но нигде не выходит за его границы. Хочется сказать, что 40-летняя девочка, взяв поиграть папину камеру, ставит под вопрос профпригодность большинства снимающих триллеры опытных дядей.
Авторы второго фильма братья Дупласс -- активные участники движения мамблкор. «Сайрус» -- первая массовая работа режиссеров, спродюсированная другими братьями, Тони и Ридли Скотт.
Джон переживает многолетний кризис. В случайных гостях он знакомится с красавицей Молли. У них начинается роман, возвращающий Джону волю к жизни, единственная проблема -- сын Молли, Сайрус. В течение 20 с лишним лет мать посвящала ему всю свою жизнь, и тот привык к такому положению вещей. Внешне демонстрируя редкостное дружелюбие, Сайрус ставит себе целью уничтожить Джона. Он задействует широкий арсенал средств: от кражи любимых кроссовок нового папы до душещипательных бесед макиавеллиевской изворотливости. Осознав что к чему, Джон начинает контратаку.
«Сайрус» действует на мгновенно опознаваемой территории проектов Джада Апатова. Главные роли тут играют апатовские актеры Джон Си Рейли (из «Сводных братьев» и «Истории Дьюи Кокса») и Джона Хилл (из «Суперперцев» и «Немножко беременной»), тут работает апатовское открытие, что хорошая комедия не должна быть такой уж смешной и лучше всего, если в ней ощутимая доза отчаяния. Однако в «Сайрусе» нет апатовской отточенности, он нарочито небрежен, почти смазан. И тут как раз сказывается происхождение братьев Дупласс. На протяжении 2000-х круг Апатова и компания мамблкорцев занимались, по сути, одним и тем же: пытались придумать, как снимать трогательные и не пошлые фильмы про простые вещи -- любовь, дружбу, взросление. У них выходило, хотя и совсем по-разному. В «Сайрусе» самая бессребреническая и одна из самых кассово успешных линий современного американского кино встретились, и результат получился на удивление хорош.
Игорь Гулин