На саммите НАТО России предложат создать совместную систему противоракетной обороны
После затянувшегося периода прохладных отношений в связке Россия--НАТО, похоже, наступает потепление. Вчера в ходе видеомоста Москва--Брюссель из здания РИА Новости на Зубовском бульваре столицы официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай
(на снимке) ответил на вопросы журналистов. Он нарисовал неплохую перспективу сотрудничества в рамках Совета Россия--НАТО и снял часть вопросов, беспокоящих российскую политическую элиту.
Как известно,
на саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года было заявлено: Украина и Грузия станут членами альянса. Однако и Киеву, и Тбилиси отказали в предоставлении статуса кандидатов на вступление. Вчера г-н Аппатурай подтвердил: решения Бухарестского саммита не отменены. Но Грузия, по мнению г-на Аппатурая, чтобы вступить в альянс, должна потратить долгие годы. Потратить на то, чтобы отвечать требованиям и стандартам, предъявляемым к членам НАТО. Генеральный секретарь альянса Андерс Фог Расмуссен лично сообщил об этом президенту Грузии Михаилу Саакашвили. Но если «истеблишмент Грузии будет продолжать поддерживать реформирование, то в Грузии будет открыт специальный офис, который поможет облегчить этот процесс», пообещал официальный представитель альянса.
Украина же отказалась от планов вступления в альянс и намерена развивать сотрудничество в форме партнерских отношений. НАТО поддерживает такое решение. Тем более что Украина ужей сейчас вносит свой посильный вклад во все миссии и операции НАТО.
Генеральный секретарь НАТО пригласил 29 стран -- участниц Совета Россия--НАТО на ноябрьский саммит в Лиссабоне. Там, в частности, будут озвучены новые предложения по противоракетной обороне, которыми Россия может заинтересоваться. Прозвучавшие из уст официального представителя НАТО предложения объединить возможности России и НАТО по ПРО, которые увеличат их общий потенциал и помогут европейским странам противостоять общим вызовам и угрозам, звучат обнадеживающе. Вполне возможно, что давно звучащая тема европейской ПРО на театре военных действий обретет наконец конкретные контуры.
«Такая совместная работа, такой совместный проект спаяет наши нации в противостоянии общей угрозе. Общая ПРО будет общей надежной крышей безопасности для России и НАТО», -- с воодушевлением констатировал официальный представитель альянса. Откровением прозвучало заявление Джеймса Аппатурая о том, что предложение поработать над совместной ПРО, возможно, будет направлено и странам, не являющимся членами НАТО.
На саммите в Лиссабоне пойдет речь и о других направлениях сотрудничества альянса с Россией -- борьбе с терроризмом, распространением ядерных материалов, пиратством. Страны НАТО намерены обучать борьбе с пиратами береговую охрану Сомали. Такой опыт у натовцев уже есть -- они обучали афганцев воевать с талибами. Проблема, как сказал Джеймс Аппатурай, в финансировании этой сферы, которого пока нет.
На повестку саммита НАТО в Лиссабоне 20 ноября будет вынесена и проблема афганского наркотрафика. Альянс часто и не без оснований обвиняют в том, что после ввода в эту страну коалиционных сил объем вывозимых оттуда наркотиков вырос в десятки раз. В мире от афганских наркотиков ежегодно погибает около 100 тыс. человек. Грозит афганский наркотрафик и россиянам. «Идентичное воздействие идет и на европейские страны», -- сказал г-н Аппатурай, и потому НАТО готово «дать бой наркоконвою и нарколабораториям». В 22 афганских провинциях из 34, там, где поддержка оппозиции населением невелика, наблюдается существенное снижение производства опиумного мака. Проблема обсуждается в подгруппах в рамках Совета Россия--НАТО. На встрече в Лиссабоне НАТО обещает назвать ряд новых конкретных проектов в борьбе с афганской наркоугрозой.
Как бы ни развивались отношения партнерства, остаются сферы, куда Североатлантический альянс не допускает никого, кроме своих. В частности, в новой стратегической концепции НАТО прописана возможность борьбы с киберугрозами. Однако планы по борьбе с ними, как сказал Джеймс Аппатурай, «ограничиваются рамками НАТО». Вероятно, это не единственная запретная зона для тех, кто не входит в альянс.